Садчиков Илья Александрович (mr_garett) wrote,
Садчиков Илья Александрович
mr_garett

Categories:

ШТУРМОВОЙ ОРЕЛ. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ F-15I.

Первые модификации F-15 были классическими истребителями-перехватчиками, ориентированными на уничтожение воздушных целей. Однако израильтяне сумели превратить этот самолет в не менее классический ground attack. Причем они успели сделать это раньше, чем на свет появился американский F-15E.

Данная статья рассказывает об истории развития израильских F-15, которые прошли через множество воздушных сражений и дали толчок к появлению одного из самых необычных вариантов Strike Eagle.

6.jpg

Пепельное небо востока.

Выбирая для IAF (Israeli Air Force) основной истребитель 4-го поколения, израильтяне изначально предполагали, что новая машина будет работать внутри враждебного воздушного пространства, нашпигованного арабскими истребителями советского и французского производства. Как следствие, выбирать израильтянам пришлось между F-14 и F-15. При этом выбор был сделан в пользу последнего.

Первые F-15 (израильтяне называли их Baz) поступившие на вооружении Израильских ВВС, оказались 2 одноместными F-15A и 2 двухместными F-15B. Продажа была осуществлена в 1976 году в рамках операции «Мирный Лис» (Peace Fox). Четыре первых машины прошли через агрессивное тестирование, по результатам которого в 1978 году была приобретена вторая партия истребителей: 19 F-15A и 2 F-15B. Первые F-15 встали на вооружение 133 эскадрильи в Тель Ноф.

Получив на вооружение новенькие F-15, IAF совершила мощный рывок вперед, ибо до этого на вооружении Израиля находились лишь устаревшие машины 3-его поколения: F-4 и Mirage III (с производными). Хуже того,  к концу 70-ых, ВВС Израиля начали отставать от соседних исламских государств, в особенности от Ирана, на вооружении которого поступили новейшие F-14A  (к концу десятилетия все эти истребители, вместе с ракетами Phoenix, оказались под контролем фундаменталистского режима Аятоллы Хомейни).

С этого самого момента «Базы» стали гордостью израильских ВВС. На этих машинах летали самые лучшие израильские пилоты, на них ставили самое лучшее оборудование. Фактически, «Базы» гарантировали выживание государства, окруженного со всех сторон многочисленными врагами.


Боевая работа израильских F-15 началась в 1979 году. 27 июля 1979 года в воздушной схватке над Ливаном «Иглы» сбили 5 сирийских МиГ-21. 13 февраля 1981-го один из F-15 умудрился перехватить и сбить сирийский МиГ-25, находящийся под управлением арабского пилота. Миг пытался атаковать израильские RF-4C, но попал в ловушку и был сбит ракетой AIM-7F (в книге Aloni Shlomo «Israeli F-15 Eagle Units in Combat», Osprey Publishing ISBN 1846030471, имеется информация о том, что 13 февраля «Игл» сбил МиГ-25Р, но другие источники эту информацию опровергают, хотя и не отрицают сам факт успешного перехвата). В том же году «Иглы» обеспечивали воздушное прикрытие Операции «Опера», в ходе которой израильские F-16 смогли серьезно повредить иракский атомный реактор «Осирак», расположенный в окрестностях Багдада.

Во время Ливанской войны 1982 года «Базы» записали на свой счет несколько десятков арабских машин. Большая часть боев происходила на средних дистанциях, вследствие чего МиГи-21 и МиГи-23 не могли воспользоваться своим преимуществом в маневренности. Вдобавок к этому арабы воевали на экспортной технике, которая не имела ни новейших советских ракет, ни продвинутых электронных систем управления воздушным боем.

В начале 80-ых на вооружение Израиля появились новые модификации F-15: 15 – F-15C и 8 – F-15D. Модификация С была всепогодным перехватчиком, оснащенным новейшей РЛС AN/APG-70. Модификация D представляла собой двухместный учебно-боевой истребитель. Обновленные версии «Иглов» не заменяли старые машины, они служили вместе с первыми модификациями F-15 в компании быстро растущего парка F-16.
7.jpg
Воздушный бой 24 сентября 1979 года. Baz 695 (пилот Авнер Навех) сбивает МиГ-21 при помощи ракеты "Питон". В момент выстрела пилот F-15 испытывает перегрузку в 6.2G.

Операция «Деревянная нога».

Кардинальное изменение взглядов командования израильских ВВС на использование F-15 в бою произошло 1 октября 1985 года, когда 6 F-15D и 2 F-15C нанесли удар по штаб-квартире «Организации освобождения Палестины», расположенной на территории Туниса. Эта операция представляла собой удар возмездия за убийство нескольких израильских яхтсменов, которых боевики ООП заподозрили в военном шпионаже.

Подобная операция стала возможна лишь благодаря тому, что израильские ВВС приобрели у США несколько воздушных танкеров КС-707, с помощью которых «Иглы» смогли доставать объекты, расположенные в глубине вражеского воздушного пространства. Танкеры были нужны «Орлам» для того, чтобы пилоты последних смогли держаться как можно дальше от Североафриканского побережья. Вдобавок к этому, F-15 не должны были быть обнаружены сирийскими или американскими военно-морскими радарами, работающими в регионе. В случае возникновения непредвиденных ситуаций, на помощь пилотам должны были прийти корабли израильских ВМФ, заранее бросившие якоря у Мальты. Еще два F-15 сопровождали ударную группу до точки первой воздушной заправки (они должны были войти в состав штурмовой группы, в случае возникновения неполадок на одной из ударных машин).

Впрочем, наибольшую трудность для пилотов создавала не дистанция проводимой операции, а ограниченность штурмового вооружения F-15. Создавая самолет, американцы предполагали, что на него, в случае необходимости, можно будет повесить бомбы свободного падения MK82, MK83 и MK84. Предположения американцев не были лишены логики, поскольку IAF оказался единственным оператором F-15, решившим использовать истребитель в качестве штурмовой машины.  Израильтян же американский подход к вопросу совершенно не обрадовал, ибо бомбы свободного падения не были оружием, способным гарантировать 100 % успех атаки. Провальная операция, в свою очередь, ставила под вопрос саму возможность Израиля достать противника где угодно.

Столкнувшись с проблемой доставки высокоточного оружия на большие расстояния, израильские специалисты смогли подвесить под F-15D две массивные бомбы GBU-15 с лазерной системой наведения на цель (управление бомбой обеспечивал второй пилот машины с помощью бортового компьютера и системы обратной связи). Предельная дальность полета GBU-15 составляла 24 мили при сбросе с высоты 40000 футов. Однако в боевой ситуации, дальность применения бомбы составляла всего 12-15 миль в случае сброса с высоты 25000 футов. Участвующие в налете F-15C несли на пилонах 6 бомб Mk82, на оставшихся пилонах располагались ракеты класса воздух-воздух AIM-7 Sparrow. Вооружение ближнего боя состояло из авиационных пушек.

Удар по цели был нанесен волновым методом. Первая волна, состоящая из 3 машин, успешно отбомбилась по цели при помощи GBU-15. Вторая волна, также состоящая из трех F-15, использовала аналогичное оружие. Третья волна состояла из F-15С, применивших против цели Mk82, тогда как самолеты четвертой волны (2 F-15C) зафиксировали результаты проведенной атаки.

Операция «Деревянная нога» стала серьезным успехом IAF. Штаб-квартира «Организации освобождения Палестины» была полностью уничтожена. По данным палестинского командования в результате налета погибло не менее 60 человек (по израильским данным, более 100). Мировая реакция была довольно жесткой, неудовольствие выразили даже США, которые не были обрадованы превентивной атакой, совершенной с новейших американских машин. В то же самое время Израиль дал понять своим врагам, что новенькие F-15 смогут уничтожить их на сколь угодно большом расстоянии: быстро и без всякого сожаления.

5.jpg
F-15I и воздушный танкер KC-707.

Американский ground-attack.

Несмотря на то, что Израильтяне скрыли от общественности детали операции «Деревянная нога», американцы получил доступ к соответствующей информации и обнаружили, что столь опасная операция была осуществлена с помощью F-15 – машины, не приспособленной к штурмовым действиям. В результате американцы воскресили программу ударного самолета F-15E, которая прорабатывалась в середине 70-ых годов, но так и не получила приоритетного статуса.

Первый полет F-15E Strike Eagle состоялся через год после завершения «Деревянной ноги». Во время тестовых испытаний, Strike Eagle сумел превзойти нового конкурента F-16XL, оборудованного дельтаобразным крылом. В 1988 году первые F-15E поступили на вооружение ВВС США, но их доработка затянулась на многие годы.

Одной из особенностей F-15E стали конформные «топливные баки» (американцы называют их FAST pack), внутри которых могло размещаться топливо (849 галлонов), или разнообразные сенсорные системы, подвесные пушки и даже груз. FAST pack не были новым изобретением. Фактически, с ними летали первые F-15A, но ВВС США проявило к ним интерес лишь 10 лет спустя после первой практической демонстрации.

Американские F-15E смогли извлечь пользу из FAST pack только в миссиях, связанных с «перехватом» советских разведывательных самолетов, курсирующих над Атлантикой. Израильские F-15E (более известные как F-15I Ra’Am  или «Гром»), поступившие на вооружение IAF в начале 90-ых, применяли FAST pack регулярно, что позволяло им не только расширить радиус действия, но и серьезно увеличить временной интервал патрулирования.

Подобно американским F-15E, израильские «Иглы» могли использовать места крепления FAST Pack для размещения ракет класса воздух-воздух или бомб (в последнем случае дополнительные топливные баки размещались на пилонах крыльев или под центральной осью фюзеляжа). Есть информация о том, что FAST pack применялись и во время операции «Деревянная нога». Во время операции на крыльевых пилонах F-15 располагались бомбы GBU-15, тогда как под фюзеляжем машины находился контейнер целеуказания, с помощью которого GBU-15 наводились на цель.

Усовершенствование F-15

В начале 90-ых Израильские ВВС получили несколько новых F-15 из состава ВВС США (12 – F-15A и 1 – F-15B из состава Национальной Гвардии Луизианы). Судьба этих самолетов до конца неизвестна. В операции «Буря в пустыне» они участия не принимали. Некоторые источники свидетельствуют о том, что «новая» американская техника использовалась для испытательных полетов и, позже, была разобрана на запасные части. Столь печальная судьба самолетов связана с тем, что они оказались в более худшем состоянии, чем те F-15, что изначально были на вооружении Израиля.

В то же самое время израильские F-15 получили на вооружение Popeye - новую ракету дальнего действия класса воздух-поверхность. Popeye позволяла пилотам атаковать наземные цели на расстоянии 50 миль (для успешного поражения объектов комплекс снабжался дополнительным блоком целеуказания, который располагался на внешней подвеске штурмового самолета). Вдобавок к этому, израильские пилоты обзавелись новой ракетой воздушного ближнего боя Python и шлемом Elbit DASH, который позволял наводить ракету на цель с помощью простого движения головы. Стоит  отметить, что подобная система появилась у американцев значительно позже, чем у израильтян или русских (аналогом  F-15I с комплексом Elbit DASH является F-15S, вооруженный ракетами AIM-9X, которые наводятся на цель при помощи «умного шлема» Joint Helmet Mounted Cuing System).

В 1993 году Израильские F-15 приняли участие в операции «Сведение Счетов», в ходе которой IAF совершила удар по объектам Хезболлы на Ливанской территории. Фактически, это была первая операция «Иглов» в ходе которой их использовали, как обычные фронтовые бомбардировщики. В новом тысячелетии F-15I придется часто играть эту роль.

4.jpg
Один из первых F-15, поставленных американцами для IAF.

BAZ-2000 и F-15I

Луизианские машины были последними F-15 модификации A и B, которые были поставлены на вооружение Израильских ВВС. Начиная с 1993 года IAF получала от американцев только F-15E (точнее говоря израильский вариант этой машины F-15I, который отличался от американского аналога  комплексом аппаратуры  РЭБ SPS-2100 израильского производства, в состав которого входила станция постановки активных  помех, приемник предупреждения об облучении, а также средства предупреждения о ракетной атаке).

Поначалу американцы не хотели продавать Израилю модифицированные F-15E. Ситуация изменилась после подписания соглашения Осло-I (между Израилем и  Палестиной), американцы дали добро на сделку, но Израиль начал раздумывать над ценой, поскольку один F-15E стоил столько же, сколько стоили три F-16 или два F/A-18. Цена возрастала еще и от того, что израильская версия F-15E требовала интеграции дополнительного электронного оборудования. В какой-то момент израильское правительство подумывало отказаться от F-15E в пользу F-111 Aardvark, однако тактический бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла оказался очень сложен в эксплуатации. Вдобавок к этому F-111 практически не мог постоять за себя в полноценном воздушном бою.

В конце концов, после долгих размышлений, израильтяне купили 25 F-15E, которые стали самыми мощными истребителями-бомбардировщиками IAF. Забавно, что при этом основным фронтовым бомбардировщиком IAF стал F-16I, который был модифицирован по программе SPS-2100, но имел изначально меньшую стартовую цену (всего IAF приобрела 100 подобных машин).

В середине 90-ых F-15I прошли через еще одну программу модернизации, которая была призвана приблизить технический уровень израильских машин к уровню, достигнутому американцами при реализации программы MSIP (Multi Stage Improvement Program). Программа BAZ-2000 позволила израильским ВВС снабдить F-15 ранних моделей перехватчика оборудованием с F-15I, вследствие чего модификации подверглась вся электронная начинка машин, а также кабина пилота: бортовой радар BAZ-2000 научился работать с AIM-120 AMRAAM, в кабину были установлены МФУ (в случае спарки, дисплеи устанавливались в обе кабины) и улучшенные ручки управления тягой двигателя. Все истребители получили обновленную навигационную систему и датчики GPS. Израильтяне полностью пересобрали электрическую схему истребителя, а также улучшили систему охлаждения F-15.

Программа BAZ-2000 продолжалась 10 лет: с 1995 по 2005 год, при этом на модификацию каждого истребителя ушло до 8000 человеко-часов. Во время работ обнаружился забавный момент: американские истребители не были идентичны, они отличались друг от друга внутренней компоновкой, вследствие чего детали одной машины не всегда подходили другой машине, а значит техникам приходилось искать самолет, к которому можно было применять ранее снятое оборудование. Как следствие, через программу BAZ-2000 прошло лишь пятьдесят F-15 первого поколения. Остальные перехватчики остались в первозданном состоянии.

НАСТОЯЩЕЕ

В настоящее время израильские F-15I как никогда ранее готовы к боевой работе. Появление GPS оружия привело к тому, что IAF получила возможность решать боевые задачи вне зависимости  от погоды и времени суток. Дополнительные контейнеры тактической разведки позволяют F-15I контролировать ситуацию на фронте, а также собирать разведывательную информацию о потенциальном противнике, не проникая вглубь его территории. Модифицированные F-15I и F-16I научились отправлять собранную информацию через электронную систему связи, которая позволяет более точно контролировать рисунок воздушного боя. Электроника F-15I позволяет обмениваться данными не только со спутниками связи (а значит и со штабами), но также и с полевыми командирами, подразделения которых вовлечены в хаос наземной операции (вы можете увидеть систему спутниковой связи F-15I, если посмотрите на заднюю часть фонаря, она напоминает серебряную полусферу).

По мнению израильских военных, модифицированный F-15I может справиться с любой выпавшей на его долю работой: перехватом вражеских машин, штурмовкой наземных целей и сбором информации за линией фронта. При этом задание может быть выполнено в отрыве от основных сил Израильских ВВС, в полностью автономном режиме.

На протяжение нескольких последних лет израильские F-15 активно использовались в многочисленных малых конфликтах, вспыхнувших на ближнем Востоке.  В частности, IAF применяла эти машины для уничтожения целей Хезболлы, а также объектов, расположенных на сирийской территории (в качестве примера можно привести налет на оружейный склад в Хартуме). Во время операции «Облачный столп» (ноябрь 2012) F-15I применялись для ударов по объектам внутри Сектора Газы. Впрочем, по настоящему серьезной целью для Израильских ВВС остаются атомные объекты, расположенные на территории Ирана. Для их уверенного поражения израильские ВВС будут и дальше усовершенствовать F-15, улучшая его летные характеристики, дальность полета и расширяя арсенал используемого оружия. Стоит отметить, что в подобном рейде вряд ли будут использованы воздушные танкеры, поскольку этих машин у Израиля мало и они чрезвычайно уязвимы для действий вражеской авиации и вражеского ПВО.

Вероятно, что в ближайшем будущем израильские F-15C/D получат на вооружение  улучшенный радар с активной фазированной решеткой (программа APG-63V3), который позволит «Орлам» перехватывать не только крылатые ракеты, но и самолеты, построенные по технологии частичной невидимости (поколение 4+). После того, как на вооружении IAF появятся F-35, «Иглы» смогут проводить совместные боевые операции с новыми самолетами (на манер американских F-15E/S, которые способны работать в паре с F-22).  Использование подобной тактики предполагает, что F-15 собирает информацию с помощью активных сенсоров и передает ее на F-35, датчики которого работают в пассивном режиме. При этом F-15 будут действовать в глубине дружественного воздушного пространства, тогда как F-35 будут располагаться на передовой авиационной борьбы.

Как бы там ни было, до массового появления F-35 в рядах израильских ВВС, F-15I будут самыми мощными истребителями-бомбардировщиками, находящимися в распоряжении IAF.

1.jpg

F-15A Baz 620, Эскадрилья Doule Tail, Тель Ноф, Июль 1977.
Baz 620 (FSD F-15A 72-0116) был самым первым F-15, прибывшим в Израиль. Подобно американским самолетам, первый израильский «Игл» был выкрашен в стандартную цветовую схему Compass Ghost (FS36320 Dark Ghost или FS36375 Light Ghost). Единственными знаками различия на данной машине являются звезды Давида на кокпите и крыльях, а также эмблема эскадрильи на вертикальном стабилизаторе.
Все доставленные в Израиль машины были оборудованы аэродинамическими колпаками, расположенными на вершине левого вертикального стабилизатора. Внутри колпака располагалась система, предупреждающая пилота о приближении вражеской ракеты с радиолокационной системой наведения на цель (израильские самолеты не несли подобного оборудования, вследствие чего колпаки оставались пустыми). Последующие F-15, поставляемые в Израиль, были оборудованы более тонким обтекателем, который остался на прежнем месте.
2.jpg

F-15D Baz 455 Roach Pratzim, эскадрилья Spearhead, Тель Ноф, Октябрь 1985.
Самолет из второй партии американских «Иглов», поставленных в Израиль во время операции «Мирный лис II». Эта машина имеет на хвосте серийный номер 955 и личное имя Roach Pratzim (IШтормовой ветер). В 1982 году этот самолет (под управлением Микей Лева) сбил сирийский МиГ-21. Во время операции «Деревянная нога» Roach Pratzim успешно отбомбился GBU-15 по штаб-квартире «Организации освобождения Палестины». Во время выполнения операции с машины были удалены все знаки различия. Отметки успешного бомбометания появились на фюзеляже истребителя-бомбардировщика в 2002 году.
3.jpg

F-15I Raam 217, Эскадрилья Hammers, Хатзерим, Июль 1998.
Один из первых F-15I, поступивших на вооружение IAF в конфигурации bomb truck. Самолет был способен нести 3 2000 фунтовых бомбы GBU-10 под крыльями и фюзеляжем, или одну сверхмощную 12500 фунтовую GBU-12, подвешенную под CFT. В случае выполнения задач, связанных с перехватом, машина могла положиться на ракеты Python 4. Если операция носила специальный характер, Raam 217 мог использовать JDAM или Popeye. Цветовая схема машины повторяет схему, использованную для окраски израильских F-16. В 2005 году Raam 217 был первой машиной, отправленной на капитальный ремонт. Во время проведения восстановительных работ выяснилось, что машина находится в состоянии близком к идеальному.

(c) Илья Садчиков
Tags: airplanes, cold war, history, war history, авиация, история
Subscribe

Posts from This Journal “airplanes” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments