Садчиков Илья Александрович (mr_garett) wrote,
Садчиков Илья Александрович
mr_garett

Categories:

ALIEN - ХОРРОР САГА О СИНИХ ВОРОТНИЧКАХ


После того, как в 1979 году Риддли Скотт, на основе сценария Бэннона-Шуссета, срежиссировал фильм Alien, жанр ужасов изменился навсегда. Космос стал прибежищем ужасающих тварей, вселяющихся в человеческое тело и разрывающих его на куски. В течение нескольких десятилетий монументальное наследие Alien рассматривалось с точки зрения классического боди-хоррора, в котором страшный монстр рубит в салат хлипких людишек. Позже в начале 00-ых, исследователи жанра начали изучать картину с альтернативных точек зрения (особенно популярным был феминистский взгляд на кино). Теперь же пришло время сделать новый решительный шаг и взглянуть на Alien, как на фильм, описывающий ужасы рабочего класса, вступающего в длительный период новых “темных веков”.


Пролетарии будущего в естественной среде обитания.

С первых кадров своей постановки Риддли Скотт дает понять, что Alien - это фильм о простом человеке. Да, цивилизация устремилась в космос, но рабочие понедельники здесь никто не отменял. Успех человека в Weyland-Yutani (W-Y) сообществе зависит исключительно от того, насколько данный сотрудник полезен корпорации. Если такой полезности у человека нет, будущее его не завидно. Из фильма становится ясно, что корпорация легко жертвует своими наемниками, если это нужно для сохранения корпоративной собственности. Герои, живущие вне пределов корпоративной иерархии, вообще не рассматриваются корпорацией, как полезный ресурс и пускаются в расход без особых раздумий.

Взглянем на самое начало классических Alien. Проснувшись после долгого сна, команда “Ностромо” обсуждает текущие дела, а также пытается понять, что делать с пойманным сигналом SOS. Сложившаяся ситуация рассматривается с точки зрения экономической эффективности, при этом вопросы этики отходят у команды на второй план. Изначальная высадка имеет хоть какой-то смысл, потому что Бретт и Паркер пытаются заработать на ней деньги. Однако, это решение быстро отвергается андроидом Эшем, который указывает, что подобные расследования проводятся в обязательном порядке и без денежной компенсации, что прописано в контракте корпорации мелким шрифтом (и на последней странице). Таким образом, парни попадают в беду не из жадности и не из-за научного интереса, а только лишь потому, что данная работа была обозначена корпорацией как обязательная. Не будь данного правила в контракте, космические перевозчики спокойненько бы свернули с курса и смогли бы избежать дальнейших проблем.


Пока боевыми кораблями и транспортами управляют дешевые инженеры. Пройдет 200 лет и космические корабли будут летать вообще без экипажей.

Последующий за обсуждением завтрак экипажа - это аналог завтрака обычных рабочих или солдат второй половины XX века. Такой завтрак вполне мог произойти в заводской столовой, в доках или на какой-нибудь подводной лодке. Удивительно в фильме то, что роль рабочих W-Y-менеджеры возложили на квалифицированный персонал: инженеров и на ученых, которые тянут корпоративную лямку Weyland-Yutani далеко от Земли. В реальности Alien герой занимаются низкооплачиваемой деятельностью, потому что экономика корпорации пребывает в состоянии длительной рецессии, а значит любая, даже наименее квалифицированная работа является желанной. Поскольку ни пенсий, ни безусловного базового дохода в космосе нет, персонажи беспокоятся о том, чтобы корпорация не обманула их, размышляя о возможном увеличении зарплаты при помощи стандартного корпоративного договора. Выглядит подобная перспектива не очень радужно!


Два андроида...


Два разных взгляда на будущее умных машин.

Ситуация становится еще более мрачной, когда зритель понимает, что внутри фильма нет представителей среднего класса. Фактически, мир Alien разделен на богачей (мы их в классической тетралогии практически не видим) и на умелых бедняков. То есть за копейку во вселенной W-Y работают не только маргинальные элементы, но и многочисленные инженеры, одновременно выполняющие несколько функций (в XX веке эти ребяты были бы ядром американского среднего класса). Особенно ярко этот момент проявился в Alien Covenant. В этом фильме видно, что корпорация страдает от чудовищной нехватки квалифицированного персонала (вероятно система обучения в будущем полностью разрушена) и заставляет людей не только перерабатывать, но и совмещать несколько должностей сразу.


Забудьте про средний класс. Во вселенной Alien есть только бедняки и нищие. Местная аристократия живет так высоко, что ее даже не видно.

Еще одним интересным моментом Alien является, что внутренняя иерархия Weyland -Yutani работает по принципу отрицательного отбора. То есть, возглавляющий экспедицию некомпетентный лидер - это не случайность, а нормальное явление для корпорации. Буквально в каждом фильме и в каждой Alien-игре есть такой типчик. Как правило герои, стоящие на более высоких ступенях иерархии оказываются куда большими негодяями, чем мелкие “шестеренки”, старательно работающие за копейку.

Корпораты всегда заботятся лишь о сохранении своих секретов или о спасении корпоративной собственности, в том числе и Чужих. Обычные сотрудники для них ценности не представляют ибо их страховка их жизней носит чисто символический характер (а может быть ее и вообще нет, помните о рецессии). Самое забавное заключается в том, что жестокая вселенная Скотта-Бэннона-Шуссета корпоратов не любит и активно карает их в конце каждой серии, посылая негодяев в объятья ужасной смерти. Возможно, таким нехитрым образом авторы фильма пытаются нивелировать страх перед монолитной корпоративной структурой, которую невозможно победить активными действиями снизу. Именно поэтому Скотту нужен отдельный актор - ксеноморф - напрочь разрушающий корпоративную игру.


Проблема доктора заключается в том, что он, будучи винтиком, возомнил себя большой шестеренкой.

Теперь посмотрим на Рипли - это весьма занятный и необычный персонаж. В каждом фильме оригинальной тетралогии она является аутсайдером (ни опыт ни должность не влияют на ее неизменную позицию). В первом фильме на предостережения Рипли просто не обращают внимания, то есть авторитетом она не пользуется. В Aliens Рипли сразу считают слабым звеном. Ее начинают слушать лишь тогда, когда ситуация на планете полностью выходит из-под контроля военных. В Alien 3 Рипли вроде бы оказывается наверху корпоративной пищевой цепочки, но проблема в том, что обитатели Fiorina 161 (как и любые другие зэки) построили социум перпендикулярный корпоративному миру. Рипли вновь становится парией и в этот раз не только из-за инаковых социокультурных ценностей, но и из-за своего пола. В четвертой серии Рипли опять оказывается отверженной. В этот раз она уже не столько персонаж класса “инженер по безопасности”, сколько персонаж класса “чужой”, и ее существование противно не только людям, но и андроидам.

Не стоит думать, что Рипли идеальна, проблем у нее - полный кузовок. Она откровенно презирает андроидов, которые являются наиболее дешевыми, эффективными и наименее оцененными работниками корпорации. Им даже зарплату можно не платить. Когда Бишоп приносит в жертву свое существование (поступок достойный Дэйты), Рипли продолжает относится к нему как к ресурсу и это тревожный звоночек для всех борцов за глобальную справедливость.


Слабоумие и отвага - самые важные качества колониальной пехоты. Драпать эти пацаны не обучены.

Во всех трех фильмах ясно видно, что классовая борьба идет не только между высшим и низшим классом (при полном отсутствии среднего), но и между различными социальными группами внутри одного класса. В качестве примера рассмотрим колониальных пехотинцев из Aliens. С первых кадров картины становится понятно, что опыт космических вояк носит ограниченный характер. С реальными экстрапланетными угрозами эти парни не сталкивались. Отсутствие знание о враге солдаты неудачно компенсируют слабоумием и отвагой. К Рипли ребята начинают прислушиваться лишь тогда, когда вылазка превращаться в катастрофу. Перевернуть игровой стол при помощи секретного оружия они также не могут, поскольку у них нет ни связей, ни авторитета в верхах.

Поглядев на поведение морпехов (и почитав книги по расширенной вселенной Alien) можно смело предположить, что в колониальную пехоту идут не гении войны, а обычные “деревенские” амбалы с аграрных миров, не сумевшие найти применения на гражданке. В армейской службе эти товарищи видят инструмент быстрого получения привилегий. Не война, а бесплатное высшее образование, ранняя пенсия и чувство собственной важности привели этих людей в звездный десант. Понимая это мы можем уверенно сказать, что показанные в фильме вояки - это те же самые винтики системы, пролетарии, в руки которых попали штурмовые винтовки и смарт-ганы. В случае реальных проблем W-Y будет чинить ситуацию не колониальной пехотой, а элитными корпоративными частями, бойцы которых обеспечены наилучшим оборудованием.


Военная техника будущего носит утилитарный характер.

Другим интересным суб-классом являются обитатели Fiorina 161 (специфическая тюрьма для опасных преступников с двойной Y хромосомой). Зэки, работающие в недрах тюремного комплекса, хоть и хорохорятся, но в действительности вообще не имеют никаких прав. Проблема Рипли, оказавшейся в колонии, заключается не только в том, что она женщина. Ситуация гораздо сложнее. Рипли свободна и имеет хоть урезанные, но все таки права, которых у тюремных рабочих попросту нет. Имея дело с Рипли, бывшие зеки имеют дело с человеком, у которого есть будущее (не самое лучшее, но все же) и который одним фактом своего существования показывает все убожество и бессмысленность бытия на Fiorina 161. Обратите внимание, что среди экс-зэков нет ни одного андроида, а значит для корпорации эти люди не представляют ни малейшего интереса (судя по всему Alien 3 единственный фильм цикла, в котором напрочь отсутствует тематика взаимодействия человека и искусственного интеллекта).

Парадокс общества, сложившегося на Fiorina 161 заключается в том, что заключенные, выпав из корпоративной структуры принуждения, оказались в подвешенном состоянии на руинах разрушенного социума. Чтобы выжить, бывшие охранники и зэки сформировали собственную систему координат: корпорацию “Гулаг”, ценности которой могут показаться дикими для внешних гостей. При этом для самих колонистов, примитивный социум Fiorin-ы кажется вполне справедливым. Рипли для них пришелец из опасного мира, в котором царствует иная система ценностей. Самих эксов альтернативное поведение от смерти не спасло, а их социально-иерархические убеждения (со знаком минус), оказались столь же “полезными”, как и корпоративные принципы десантников из второй части тетралогии.


Рипли на тропе войны.

Посмотрев на вышеозначенные примеры можно уверенно предположить, что весь Alien цикл представляет собой хитроумную сагу о классовой борьбе, в которой группы людей специально разделены корпоратами на враждующие друг с другом фракции. При этом сам Alien - это не столько монстр, сколько существо имеющее уникальный класс с крайне специфическими свойствами. Ксеноморф - это концентрированный кошмар рабочего человека, впитавший в себя его страхи перед могуществом мега-корпораций. В реалиях фильма Alien существует лишь для того, чтобы уничтожать представителей низших классов во имя целей, поставленных буржуями из W-Y. Если в далеком прошлом это создание уничтожило цивилизации, то теперь оно несет прямую угрозу космическим пролетариям. Последние же не могут ничего поставить ксеноморфу в силу своей разобщенности, а разобщенность эта искусственно вызвана корпорацией при помощи ряда экономических средств.


Пролетарии будущего застряли между двух геноцидов. Сзади напирает безжалостная корпорация, спереди щелкает зубами ксеноморф - живое воплощение звериного оскала капитализма.

Можно предположить, что окончательное уничтожение Alien-а требует выполнения двух условий. Представители низших классов должны выступить против монстра единым фронтом, отринув внутренние различия во имя общей цели. Окончательная победа над Чужим возможна лишь при полном уничтожении экономической и политической мощи W-Y. Ибо данная корпорация использует монстра в классовой борьбе. Если данные условия не будут выполнены, то человечество будет обречено на поражение и первыми в этой борьбе сгинут дешевые и атомизированные синие воротнички…

13.03.2021
(с) Илья Садчиков
Tags: girls, horror, movie, sci-fi, аналитики, кино
Subscribe

Posts from This Journal “movie” Tag

  • THE RIFLEMAN / Dveselu putenis (2019)

    1919 год. Первая Мировая война на западном фронте подошла к концу, но на пространствах бывшей Российской империи продолжают стучать пулеметы. Пока…

  • THE LAST VALLEY (1971)

    Вот уже двадцать лет в Европе продолжается кровопролитная Тридцатилетняя война между Католической лигой и Евангелической унией. Магдебург сожжен,…

  • THE HIGHWAYMEN (2019)

    1934 год. В США свирепствует Великая Депрессия. Миллионы людей скитаются по стране в поисках еды, крова и какой-нибудь работы. Многие пытаются…

  • GET CARTER (1971)

    Гангстер Джек Картер покинул Лондон и прибыл в Ньюкасл для того, чтобы похоронить своего брата. Быстрое расследование показало Картеру, что…

  • WRONG TURN: THE FOUNDATION (2021)

    Действие седьмой части “Поворота не туда” разворачивается в окрестностях американского городка Харперс-Ферри, который в 1859 году стал…

  • WILLY’S WONDERLAND (2021) & BREACH (2020)

    Сегодня мировой день мусорщика. Именно поэтому данный обзор я решил посвятить тем парням и девушка невидимого фронта, которые днями и ночами…

  • SPACE SWEEPERS / 승리호 / Seungriho (2021)

    И вновь наступило мрачное будущее. На Земле стоит 2092 год: природа планеты разрушена, громадные города задыхаются от смога и ядовитых испарений.…

  • IT HAPPENED HERE (1964)

    1945 год, другой 1945 год. Британия находится под властью нацистов Освальда Мосли. Новый премьер решил перестроить Англию по германскому образцу.…

  • BATTLE FOR BRITAIN (1969)

    В июле 1940 немцы открыли наступление на британские острова и бросили в бой армады истребителей и фронтовых бомбардировщиков. Идея нацистов была…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments

Posts from This Journal “movie” Tag

  • THE RIFLEMAN / Dveselu putenis (2019)

    1919 год. Первая Мировая война на западном фронте подошла к концу, но на пространствах бывшей Российской империи продолжают стучать пулеметы. Пока…

  • THE LAST VALLEY (1971)

    Вот уже двадцать лет в Европе продолжается кровопролитная Тридцатилетняя война между Католической лигой и Евангелической унией. Магдебург сожжен,…

  • THE HIGHWAYMEN (2019)

    1934 год. В США свирепствует Великая Депрессия. Миллионы людей скитаются по стране в поисках еды, крова и какой-нибудь работы. Многие пытаются…

  • GET CARTER (1971)

    Гангстер Джек Картер покинул Лондон и прибыл в Ньюкасл для того, чтобы похоронить своего брата. Быстрое расследование показало Картеру, что…

  • WRONG TURN: THE FOUNDATION (2021)

    Действие седьмой части “Поворота не туда” разворачивается в окрестностях американского городка Харперс-Ферри, который в 1859 году стал…

  • WILLY’S WONDERLAND (2021) & BREACH (2020)

    Сегодня мировой день мусорщика. Именно поэтому данный обзор я решил посвятить тем парням и девушка невидимого фронта, которые днями и ночами…

  • SPACE SWEEPERS / 승리호 / Seungriho (2021)

    И вновь наступило мрачное будущее. На Земле стоит 2092 год: природа планеты разрушена, громадные города задыхаются от смога и ядовитых испарений.…

  • IT HAPPENED HERE (1964)

    1945 год, другой 1945 год. Британия находится под властью нацистов Освальда Мосли. Новый премьер решил перестроить Англию по германскому образцу.…

  • BATTLE FOR BRITAIN (1969)

    В июле 1940 немцы открыли наступление на британские острова и бросили в бой армады истребителей и фронтовых бомбардировщиков. Идея нацистов была…