Садчиков Илья Александрович (mr_garett) wrote,
Садчиков Илья Александрович
mr_garett

Categories:

COMBAT MISSION: ИСТОРИЯ СЕРИИ


Combat Mission - классическая серия варгеймов, имеющая богатую историю разработки. Первая часть проекта появилась в 2000 году и сразу же привлекла внимание виртуальных генералов своей продвинутой 3D графикой. Последняя часть цикла - Shock Force 2 вышла в Steam несколько дней назад, а значит, пришло время провести ретроспективный обзор серии и вспомнить, почему цикл получил культовый статус и полюбился многим фанатам военных игр.

Для начала стоит сказать пару слов о распространении игры. Первые три части серии были stand-alone проектами и устарели довольно быстро (игровая молодежь, скорее всего, их не видела). Начиная с Shock Force, разработчики начали проводить политику обновления ранних игр серии, которая поддерживалась переходом на новый движок. Таким образом, жизненный цикл проекта длился 8-10 лет. Однако трансфер движка был не бесплатным и стоил от 15 до 25 долларов. Не стоит забывать и о том, что отдельные наборы дополнительных миссий запускались лишь на определенных версиях движка и конфликтовали с основной игрой и другими дополнениями при малейшем несоблюдении рекомендуемых требований.


Combat Mission: Beyond Overlord (2000)

Оригинальная игра классической трилогии была посвящена Западному фронту Второй мировой войны. Это была одна из первых игр, показавших, что wargame возможен в трех измерениях, а 3D акселератор друг, а не враг варгеймера! Графика CM звезд с неба не хватала, но на фоне альтернатив смотрелась весьма современно. В CM дебютировал классический режим одновременных ходов WEGO, который превращал каждую минуту боя в увлекательный голливудский фильм. Механизм ходов работал следующим образом: игроки отдавали приказы одновременно, после чего программа обрабатывала результат и показывала случившиеся события в режиме реального времени. В 2000 году смотрелось это просто убийственно. В игре было два десятка одиночных сценариев (в том числе одинокая Пантера против стаи Шерманов) и две кампании с различным уровнем сложности. Игра была построена на первом поколении движка, который был актуален до середины 00-ых годов XXI века.


Combat Mission: Beyond Overlord. Пантера затаилась на холме и ждет своего часа. На дороге уже видны американские танки.

Combat Mission 2: Barbarossa to Berlin (2002)

Прямое продолжение оригинальной игры, посвященное событиям Восточного фронта. Военные действия проекта охватывали Великую Отечественную войну с 1941 по 1945 год. Помимо нацистов Красная армия могла дать бой румынам, венграм и прочим финам. На стороне СССР воевали части Польской народной армии. Забавно, что из сиквела выпилили свастику, а части СС стали называть “Ваффен гренадирами”. В игре было представлено 10 различных кампаний и более 20 миссий для одиночного прохождения. Вероятно, сиквел стал самой популярной игрой серии. Проект завоевал множество наград “Игра года” и стал одной из самых лучших стратегий своего поколения.


Combat Mission 2. Танковое сражение раннего этапа Великой отечественной войны

Combat Mission 3: Afrika Korps (2004)

Заключительная часть трилогии и последний проект, сделанный на движке первого поколения. Игрок мог взять под контроль Африканский корпус или силы союзников, противостоящие нацистам в Ливии и Тунисе. Вдобавок к этому в игре были представлены сценарии посвященные “пирровой” Критской операции и Сицилийской высадке союзников. Игра обладала интересными погодными эффектами и хваталась множеством новых юнитов. К сожалению, серьезного успеха “Африканский корпус” не добился, игромеханически CM3 мало чем отличалась от CM2 и больше напоминала expansion pack, чем stand-alone игру.


Combat Mission 3. Где-то в Италии. Отступление вермахта.

Combat Mission: Shock Force (2007)

В течение следующих трех лет разработчики из Battlefront делали движок второго поколения CMx2, который обладал улучшенной графикой и продвинутыми спецэффектами. Движок поддерживал смену погоды в реальном времени, а также умел работать с относительно большими картами на которых действовали десятки, а иногда и сотни юнитов одновременно. Первой игрой новой линейки стала Combat Mission Shock Force, события которой развивались в Сирии в 2008 году. Одну сторону конфликта представляла армия Сирийской арабской республики, тогда как ее противниками выступали войска США и таинственные повстанцы. Ясно понятно, что сирийцы пользовались, в основном, устаревшей советской техникой, тогда как американцы применяли в бою новинки военной промышленности. Игра получила три добавки. Marines DLC вводил в бой морскую пехоту США и новейшие российские Т-90. Позже в игре появились войска НАТО и Британский экспедиционный корпус (со своей кампанией и британской техникой).


Combat Mission: Shock Force. Силы НАТО наступают по сирийской пустыне.

Combat Mission: Afghanistan (2009)

Пожалуй, самая странная игра серии, созданная по лицензии российской фирмой Snowball. Действие проект разворачивается во время Советско-Афганской войны в двух временных периодах: с 1980 по 1982 и с 1985 по 1987. Игра содержит 15 отдельных сценариев и две кампании: за СССР и Моджахедов. Это первая игра серии, которая описывала ассиметричный конфликт, в котором, с одной стороны использовалось относительно современное оружие, а с другой - мобильные, высокоскоростные соединения, сделавшие ставку на тактику hit’n’run. Технически, проект Snowball был очень похож на Shock Force.


Штурм аула.


А еще в Combat Mission Afghanistan можно было испытать в бою "Шилки".

Combat Mission: Campaigns (2009?)

Еще одна сторонняя игра от Hunting Tank Software. Проект являлся вольным переосмыслением Combat Mission 2 на движке CMx2. Campaigns включала в себя две кампании: за Рейх и СССР, других наций в проекте не было. Среди операции игры были: Сталинградская битва, операция Марс, битва за Курск, взятие Берлина и Багратион. К сожалению, игра сначала попала в development hell, а потом и вовсе была закрыта.

Combat Mission: Battle for Normandy (2011)

Пока Hunting Tank страдала на Восточном фронте, разработчики из Battlefront делали проект, посвященный Западному фронту Второй мировой войны. Фактически Battle for Normandy, это улучшенная и переосмысленная Combat Mission 1, сделанная на новом движке. Проект пережил несколько апгрейдов и последняя версия CMBFN перебралась на CMx2 3.0. Стоит отметить, что в игре появилась динамическая кампания, а также генератор боевых сценариев. Немного позже оригинальной игры свет увидело дополнение, посвященное Британским силам вторжения, а также добавка, описывающая многострадальную Голландскую операцию 1944 года.


Движок Combat Mission: Battle for Normandy взял новую планку качества.

Combat Mission: Fortress Italy (2012)

Первая игра, сделанная на движке CMx2 2.0 и первый проект, который имел платный апгрейд движка с версии 2.0 на версию 3.0. Действие Fortress Italy разворачивалось в Италии с 1943 по 1944 год (операция Хаски и битва за Линию Густава были включены в игру). Проект мог похвастаться 17 одиночными миссиями и 4 кампаниями за Союзников, Рейх и Италию. В Fortress Italy дебютировал режим WEGO через TCP/IP. “Италия” получила два полноценных дополнения. Gustav Line рассказывала о сражениях за Салерно, Анцио, Монте Кассино и Рим (требовался движок версии 3.0). Rome To Victory - демонстрировала последний год Итальянской кампании, в бою появились Индийские, Бразильские, Южноафриканские подразделения и войска Свободной Франции (для игры требовался движок версии 4.0). Стоит отметить, что Rome to Victory был довольно глючной добавкой и более-менее нормально работала лишь в связке с Gustav Line.


Combat Mission: Fortress Italy. В Итальянской кампании можно было ввести в бой весьма интересную технику: танкетки и рельсовые броневики.

Combat Mission: Red Thunder (2014)

Очередная игра, посвященная Восточному фронту. В этот раз внимание авторов было приковано к операции Багратион и событиям последнего года войны. В отличие от Fortress Italy, “Красный гром” имел ряд интересных новаций, таких как - воздушная поддержка, в сражениях появились огнеметчики, а пехота получила возможность передвигаться на танковой броне. Минимальной версий движка стала 3.0. Expansion pack Fire & Rubble был анонсирован в 2014 году, но судя по всему до сих пор находится в разработке, а перспективы его скорого релиза более чем туманны.


Combat Mission: Red Thunder. Противник обнаружен и ему явно не повезло. Первое же попадание оторвет немцу башню.

Combat Mission: Black Sea (2014)

Игра, рассказывающая о столкновении России и Украины (плюс НАТО) вышла еще до начала войны на Донбассе и стала очередным сбывшимся пророчеством от Battlefront. В Black Sea появилось два варианта демонстрации лесного террейна (для танков и для пехоты), радиоэлектронная борьба, системы ночного видения и дроны. Здесь же дебютировала реалистичная система распознавания врагов. В игру вошла 21 кампания и более чем 40 одиночных сценариев, при помощи которых авторы смогли продемонстрировать виртуальным зрителям весь ход конфликта с первого и до последнего выстрела. Игрок в Black Sea управлял всем ходом операции, тогда как на тактическом уровне проблемы решали командиры младшего звена. В игру попало 190 российских, украинских и американских юнитов разных типов. К сожалению, авторы сделали только одну добавку к игре - Battle Pack 1, который содержал 2 новые операции и 6 одиночных миссий.


Combat Mission: Black Sea. Абрамс в степях Украины.

Combat Mission: Final Blitzkrieg (2017)

Проект для фанатов Wunderwaffe и любителей Арденнской операции (действие CMFB разворачивается с декабря 1944 по февраль 1945). Игрок может взять под командование как американские части, так и потрепанные, но все еще готовые сражаться подразделения Вермахта. Американцы сделали ставку на артиллерию и авиацию, тогда как нацисты ввели в бой гигантские танки и штурмовые орудия. Столкновение армий развернется на фоне снежных лесов и симпатичных западно-европейских ферм, в пределах которых так легко укрыть танк или артиллерийский расчет противотанковой пушки. Final Blitzkrieg продемонстрировал усовершенствованную модель передвижения юнитов (8 типов, начиная стремительным маршем, кончая медленным движением с остановками). Игроки, решившие принять участие в Арденнской операции могут попробовать свои силы в трех отдельных кампаниях и более чем в 20 одиночных миссиях (не считая динамических сценариев, формируемых инструментом quick play).


Combat Mission: Final Blitzkrieg. Последний бой - он трудный самый.

Последняя часть серии Combat Mission: Shock Force 2 увидела свет в 2019 году и вышла в Стиме несколько дней назад. Ей будет посвящен отдельный, детальный обзор.

10.09.2020
(с) Илья Садчиков
Tags: gamedev, games, ww2, игры, рейх
Subscribe

Posts from This Journal “games” Tag

  • ENLISTED (PC)

    Когда кто-то в нашем геймдеве начинать кричать про очередной патриотический проект, жди беды. Это или фанаты Мединского идут пилить бабло или…

  • THE GETAWAY 2: BLACK MONDAY (PS2)

    На этой неделе в мои руки попал классический эксклюзив Playstation 2 Getaway: Black Monday. В свое время я пропустил эту серию, несмотря на то,…

  • GHOST OF TSUSHIMA (PSX4)

    В 1274 году флот хана Хубилая предпринял вторжение на Японские острова. Первый удар захватчиков пришелся на острова Цусима и Ики, самураи которых…

  • MAFIA: DEFINITIVE EDITION (PC)

    Mafia - вне всякого сомнения, один из самых важных игровых проектов начала 00-ых. Выдающаяся игра, обогнавшая свое время на консольное поколение.…

  • WEREWOLF THE APOCALYPSE - EARTHBLOOD (PC)

    Настольная ролевая игра Werewolf The Apocalypse, созданная стараниями White Wolf publishing, увидела свет в 1992 году и с тех пор получила 5…

  • Варгеймы альтернативного прошлого.

    Вторая часть варгейм-антологии увидела свет шесть месяцев назад, в августе 2020-го, а значит пришло время вновь зарядить торпеды, подвесить под…

  • SPACE SWEEPERS / 승리호 / Seungriho (2021)

    И вновь наступило мрачное будущее. На Земле стоит 2092 год: природа планеты разрушена, громадные города задыхаются от смога и ядовитых испарений.…

  • WIND AND WILTING BLOSSOM (PC)

    То было время черной магии и колдовства, когда злые колдуны странствовали по дорогам Японии, а во мраке ночи скрывались призраки и мертвецы. Жизнь…

  • SEA OF THIEVES (PC)

    Казалось мы все сделали правильно: нашли верный остров, отгадали загадку, ведущую к сокровищу, откопали сундук и перебили всех скелетов. Однако,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments

Posts from This Journal “games” Tag

  • ENLISTED (PC)

    Когда кто-то в нашем геймдеве начинать кричать про очередной патриотический проект, жди беды. Это или фанаты Мединского идут пилить бабло или…

  • THE GETAWAY 2: BLACK MONDAY (PS2)

    На этой неделе в мои руки попал классический эксклюзив Playstation 2 Getaway: Black Monday. В свое время я пропустил эту серию, несмотря на то,…

  • GHOST OF TSUSHIMA (PSX4)

    В 1274 году флот хана Хубилая предпринял вторжение на Японские острова. Первый удар захватчиков пришелся на острова Цусима и Ики, самураи которых…

  • MAFIA: DEFINITIVE EDITION (PC)

    Mafia - вне всякого сомнения, один из самых важных игровых проектов начала 00-ых. Выдающаяся игра, обогнавшая свое время на консольное поколение.…

  • WEREWOLF THE APOCALYPSE - EARTHBLOOD (PC)

    Настольная ролевая игра Werewolf The Apocalypse, созданная стараниями White Wolf publishing, увидела свет в 1992 году и с тех пор получила 5…

  • Варгеймы альтернативного прошлого.

    Вторая часть варгейм-антологии увидела свет шесть месяцев назад, в августе 2020-го, а значит пришло время вновь зарядить торпеды, подвесить под…

  • SPACE SWEEPERS / 승리호 / Seungriho (2021)

    И вновь наступило мрачное будущее. На Земле стоит 2092 год: природа планеты разрушена, громадные города задыхаются от смога и ядовитых испарений.…

  • WIND AND WILTING BLOSSOM (PC)

    То было время черной магии и колдовства, когда злые колдуны странствовали по дорогам Японии, а во мраке ночи скрывались призраки и мертвецы. Жизнь…

  • SEA OF THIEVES (PC)

    Казалось мы все сделали правильно: нашли верный остров, отгадали загадку, ведущую к сокровищу, откопали сундук и перебили всех скелетов. Однако,…