Садчиков Илья Александрович (mr_garett) wrote,
Садчиков Илья Александрович
mr_garett

Category:

Cristopher Golden. Ararat / Кристофер Голден. Арарат.


Сегодняшний обзор посвящен необычному мистическому хоррору Кристофера Голдена “Арарат”, переводом которого занимался мой жж френд nehoroshy. Книга рассказывает о группе исследователей, которые приступили к изучению древнего корабля, найденного в одной из пещер великого Арарата. Весьма вероятно, что загадочная конструкция была ковчегом Ноя, но ее обитатели погибли ужасающей смертью: одни убили друг друга, тогда как другие сошли с ума или покончили жизнь самоубийством.

Пока герои книги пытаются выяснить причину гибели прото-людей, на склонах горы появляется невидимый убийца, под могучими ударами которого гибнут проводники и ученые. Экспедиция оказывается на грани краха, а опасное приключение превращается в ужасающую игру наперегонки со смертью…


Ковчег перед запуском.

Западные обозреватели считают, что “Арарат” является винегретом из “Террора”, “Нечто” и “Хребтов безумия”. Действительно, действие книги происходит на заснеженной горной вершине, а чудовищное существо, восставшее от вечного сна, способно вселяться в героев, меняя их тела, словно перчатки. Проблема лишь в том, что “Арарат” берет у референсов внешний слой текста и даже не пытается копировать суть.

Если “Террор” Симмонса обращает внимание на окружающую среду и детально описывает быт персонажей, то в книге Голдена на подобные мелочи никто не обращает внимания. Автор стремительно несется вперед, одна экшн сцена сменяет другую. Как результат, книга серьезно теряет в глубине, хотя, казалось бы, что снежные пики являются идеальной площадкой для создания атмосферного приключения. Горы могли бы стать главным героем книги (как Арктика у Симмонса), но в реальности они оказываются всего лишь препятствием на трудном пути приключенцев к конечной цели.


Ковчег в фильме имеет три этажа и большая часть его затянута полиэтиленом.

Главными персонажами книги являются британские веб-журналисты и агент DARPA, работающий на американское правительство. Помимо героев 80 уровня, в араратской экспедиции участвует еще два десятка действующих лиц, многие из которых живут по странице, а потом погибают ужасной смертью. Монстр крошит людишек в капусту столь живо, что читатель не проникается к ним симпатией. Сочувствовать персонажам сложно еще и потому, что ведут они себя, как непоследовательные глупцы, бросающиеся из крайности в крайность. В итоге, читатель вспоминает имя очередного бедолаги лишь в тот момент, когда последнего разрывают на куски (иногда я вообще не понимал, кто тот парень, что сейчас улетел с уступа в снежную пелену).


Роль Ноя в книге важна, но до конца не понятна.

Монстр. С ним совсем беда. Изначальный концепт “Арарата” можно оценить на твердое “отлично”. Герои откапывают на древней горе доисторический корабль, вскрывают его, находят в трюме трупы людей, а потом добираются до жуткого саркофага, внутри которого скрывается нечто страшное, о чем “Ной” хотел бы забыть. Я, признаться, ожидал, что Голден раскроет тайну чудовища при помощи Ветхого завета или какого-нибудь ранне-христианского апокрифа. Это было бы жутко, а самое главное - логично, ибо природа книги требует именно такого подхода. Только вот мои желания так и остались хотелками. Рассказывая о тайне чудовища, Голден использует самое примитивное объяснение из возможных: “Перед потопом, Чертяка забрался на корабль, а Ной его выследил и битумом залил”. Если все было так просто, то мне не понятно, почему Ной битумную болванку за борт не выкинул? Ответ на этот вопрос Голден не дает. Да и сам монстр ничего не объясняет, ведет себя, как полный балбес.

Перевод. Я не читал книгу на английском языке, так что могут судить лишь о качестве русского текста. “Арарат” написан легко и достаточно умело переведен на кириллицу. Текст хорошо скомпонован, читается быстро и без проблем. Качество перевода очень хорошее.


Как все было на самом деле.

В целом - “Арарат” забавный роман ужасов, обладающий громадным и, к сожалению, совершенно не раскрытым потенциалом. Автору не хватило мастерства и знаний для свободного толкования сложного псевдо-исторического базиса, основанного на ветхозаветной доктрине. За “Араратом” можно скоротать пару вечеров, но он вряд ли станет настольной книгой упертого хоррор-фана.

19.06.19
(с) Илья Садчиков
Tags: books, horror, литература
Subscribe

Posts from This Journal “литература” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments

Posts from This Journal “литература” Tag