Садчиков Илья Александрович (mr_garett) wrote,
Садчиков Илья Александрович
mr_garett

Categories:

УОЛЛ-СТРИТ 2: ДЕНЬГИ НЕ СПЯТ (2010)


Первую часть «Уолл-стрит» я смотрел в подростковом возрасте, в самом начале 90-ых. В те далекие годы капитализм казался чем-то далеким, непонятным и поэтому загадочным. Кто такие трейдеры и что есть биржа, я узнавал из комментариев отца, который профессионально занимался экономикой и смыслил в забугорных методах ведения «народного хозяйства». Первый фильм представлялся мне страшным репортажем из страны, в которой правят деньги и у которой, судя по всему, нет никакого будущего. Сейчас, 20 лет спустя, окружающий мир изменился настолько, что «страшная реальность» Оливера Стоуна уже не кажется фантастической.  Более того, она смотрится выигрышно по сравнению с тем убогим и ходульным state-капитализмом советского образца, что окружает нас по 8 часов в сути 7 дней в неделю.

Однако безжалостное время изменило не только реальность СССР, оно изменило и реальность Америки. Большие деньги США окончательно перекочевали в банковский сектор экономики, надулись пузыри ипотеки, внешний долг страны вырос до невообразимых размеров. Однако американцы «не сдаются» и продолжают жить в кредит, изымая средства из стран второго и третьего мира. Производственный сектор США практически полностью убит (взгляните на ужасное состояние Детройта), но праздник жизни продолжается, никто не думает о том, что время долговой расплаты придет, а за ним последует fail всей западной экономической модели. Крах такой силы, что кризис 2008-го года покажется маленькой ягодкой.

Именно поэтому, отправляясь на «Уолл-Стрит 2» я надеялся, что Стоун снимет триллер-предупреждение о жадности и желании жить сегодняшним днем, не заботясь о будущем. Начало фильма мои надежды полностью оправдало, но вот его конец оставил меня в полном недоумении.

СЮЖЕТ

История Стоуна рассказывает о судьбе молодого трейдера Джейкоба Мура, который работает в «Keller-Zabel Investments» (киношный вариант Bear-Stearns) и занимается финансированием альтернативной энергетики. Мур - протеже Дэвида Зэйбла, при этом между двумя финансистами (молодым и старым) сложились очень доверительные, можно сказать отеческие отношения. Проблема в том, что инвестиции Зэйбла оказались ненадежными. В один «прекрасный день»  под Keller-Zabel начинает «копать» некая мощная финансовая структура, Зэйбл оказывается на пороге краха и соглашается продать свои акции конкурентам по 3 бакса за штуку. Не сумев пережить коллапс собственного финансового детища, старик Зэйбл шагает под поезд. Мур решает найти убийц Джейкоба и отомстить им, развалив их финансовые империи на отдельные кирпичики. Задача для молодого трейдера сложная, если вообще выполнимая. Муру нужны сильные союзники, обладающие связями и ясным пониманием ситуации, творящейся за кулисами Уолл-Стрит. Решив сражаться до конца, Джейкоб встречается с отцом своей девушки, знаменитым Гордоном Гекко. Гордон решает помочь Муру, но взамен просит его наладить разрушенные отношения с дочерью. Джейкоб соглашается на условия будущего родственника и «ударная команда аналитиков» начинает опасную игру. Их цель - Бреттон Джеймс, беспринципный миллионер, который во имя своих амбиций положил мину под  Keller-Zabel. Смогут ли герои фильма одержать вверх над богатым и коварным соперником или Гекко, почувствовав запах денег, вновь возьмется за старое и попытается «сделать всех», в том числе и своих союзников?

Отправляясь на «Уолл-стрит 2» помните, что Стоун снял не столько экономический триллер, сколько драму об отношениях людей. Борьба на фондовых рынках, коллапс 2008-го года и противостояние банковских корпораций в подавляющем большинстве случаев остаются за кадром картины, данные элементы нужны Стоуну лишь как фон, на котором показаны столкновения характеров.

Эмоциональная часть картины имеет важнейшее значение для понимания происходящих событий. Главные герои фильма связаны родственными узами и активно взаимодействуют друг с другом. К примеру, Джейкоб пытается использовать Гекко и остаться с его дочерью Уинни. Гекко сам себе на уме, ему нужен второй шанс, но, в то же самое время, он стремится увидеть дочь и примириться. Вопрос в том, какое из желаний рейдера окажется сильнее. Уинни - дочери Гекко деньги вообще не нужны, будучи создательницей левацкого сайта, она знает, что главное в жизни семейное счастье, а его можно достичь и без громадных стопок зеленых президентов. По большому счету, весь фильм строится на столкновении этих трех главных характеров. Иногда, они действуют заодно, иногда друг против друга, но их история составляет суть фильм, его центральный стержень и его единственное истинное поле смыслов.

АКТЕРЫ И РЕЖИССЕРЫ

Можно сказать, что Стоун постарел, набрался опыта, несколько отстранился от общественно значимых проблем молодости и вернулся к истинным ценностям бытия. Капитализм, социальная борьба, ответственность перед миром – все эти вопросы Стоун поднимает лишь для того, чтобы показать их суетность и сказать, что настоящий смысл жизни заключается в семье, тогда как деньги (их приобретение и трата) всего лишь игра, которой люди пытаются замаскировать свои трудности в личной жизни. Ведь там, где есть миллионы, нет времени на семью и на детей. По мысли Стоуна, деньги в больших масштабах, обесценивают смысл жизни человека, отрезают его от будущего, уничтожают собственное «я» человека, рушат его истинные стремления и пожирают драгоценное время. Пойдешь у них на поводу и уже не заметишь, как от тебя осталась одна оболочка.

Главному герою картины Джейкобу Муру (Шайа Ла Баф) удается спасти «свое я» от дефолта, даже в самых сложных ситуациях. Происходит это лишь потому, что Стоун молодому парню сочувствует, да и Бреттон Джеймс ведет себя на порядок сдержаннее, чем молодой Гекко. Мур изначально обладает развитым чувством справедливости и знает о том, что такое гордость. В отличие от Бада Фокса он имеет собственно мнение на каждый вопрос и высказывает его даже тогда, когда оно идет вразрез с мнением босса. Ла Баф играет с чувством, но несколько неубедительно. Он больше похож на молодого системного администратора или ученого, но никак не на сурового трейдера с главной финансовой улицы мира. Персонажу Ла Бафа явно не хватает хладнокровия, выдержки и хитрости, которая позволила бы ему взять вверх над акулами капитализма.

Гордон Гекко (в исполнении Майкла Дугласа) получился весьма харизматичным и вредным парнем. Однако если молодого Гордона сомнения не терзали, то старый Гекко (отсидевший 8 лет в тюрьме), испытывает что-то вроде угрызений совести. Только не подумайте, что Гекко превратился в добрячка, он остался таким же злодеем каким был раньше, только решил играть по правилам (своим, разумеется). В целом, Дуглас отработал на твердое отлично и превратил Гекко в наиболее запоминающегося персонажа картины.

Остальные герои фильма занимают в повествовании Стоуна значительно меньшее количество экранного времени. Бреттон Джеймс (Джош Бролин) вышел беззубым злодеем, который не умеет серьезно контратаковать. Впрочем, более агрессивный антагонист Стоуну был не нужен, он бы сместил акцент фильма на финансовое противостояние и неизбежно бы оторвал Мура от семьи. Уинни Гекко (Уэри Маллиган) мило плачет и хлопает глазками. Вместе с Джейкобом она «спасает мир», тем и замечательна. Впрочем, выделиться на фоне грандов Маллиган не сумела, да и сделать это было предельно сложно, поскольку старика Зэйбла сыграл Фрэнк Лангелла, а Сильвию Мур - Сюзэн Сэрандон. Кроме того, в одной из сцен фильма засветился изрядно постаревший и потолстевший Чарли Шин, сыгравший… да-да, того самого Бада Фокса из первой серии. Кем стал главный герой первой части, я вам не скажу,  но его судьба меня удивила. Сам Оливер Стоун появился в картине в маленькой роли безымянного финансиста, говорящего две или три банальные фразы.

ЭПИЛОГ

Очень жаль, что Стоун ушел от изучения социальных проблем. Его герои, столкнувшись с грандиозными потрясениями, более не пытаются бороться с окружающим миром. Не пытаются переделать его под себя и просто отмечают проносящиеся мимо события. При этом фильм Стоуна оптимистичен, ведь, несмотря на финансовые крахи и технологические катастрофы, люди продолжают жить и воспитывать своих детей, формируя тем самым лучшую реальность будущего.

По завершении просмотра хочется прогуляться по улице и подумать. В первую очередь о своем отношении к близким и той пропорции, которая связывает деньги и свободное время. Поразмыслить действительно есть над чем, поскольку Стоун не только ставит важные вопросы, но и пытается подсказать зрителю возможный ответ. В наши дни это редкость.

06.10.10
(с) Mr.Garret
(c) CDROMOFF.RU
Tags: movie, аналитики, кино, либералы, священные монcтры
Subscribe

  • ENLISTED (PC)

    Когда кто-то в нашем геймдеве начинать кричать про очередной патриотический проект, жди беды. Это или фанаты Мединского идут пилить бабло или…

  • Воздушная война над Рейхом. Операция Tidal Wave. Часть V.

    Комптон понял, что в его вычисления вкралась ошибка, когда увидел, что под крыльями самолета потянулись лабиринтоподобные пригороды Бухареста.…

  • THE RIFLEMAN / Dveselu putenis (2019)

    1919 год. Первая Мировая война на западном фронте подошла к концу, но на пространствах бывшей Российской империи продолжают стучать пулеметы. Пока…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment