Садчиков Илья Александрович (mr_garett) wrote,
Садчиков Илья Александрович
mr_garett

Categories:

ЮГОСЛАВСКИЕ МИНИ-СУБМАРИНЫ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ


Если вы читали мою серию про Югославские войны, то, наверняка, помните, что хребет Югославских ВМФ состоял из хорватов и, в целом, опирался на славное наследие Австро-венгерского флота. Во время холодной войны Югославия не могла рассчитывать на победу в открытом морском сражении и поэтому следовала на море партизанской доктрине (под противником, в первую очередь, подразумевался Итальянский флот).

Концепция морской партизанской войны была принята флотом Югославии в начале 80-ых годов, когда столкновение сверхдержав на суше и на море казалось делом ближайшего будущего (во всяком случае, об этом непрестанно трещали пропагандисты по обе стороны железного занавеса). Морская партизанская война состояла из двух линий обороны. Первая линия обороны включала в себя надводные корабли и дизельные подводные лодки, тогда как вторая линия обороны опиралась на миджеты (мини-субмарины, предназначенные для проведения специальных и диверсионных акций).

Считалось, что носителем диверсионных аппаратов должны были стать субмарины классов Heroj и Slava, которые могли действовать разве что в прибрежных водах. Обе подводные лодки могли взять на борт одноместный подводный «скутер» R1, запуск которого был возможен через торпедный аппарат. Более крупные двуместные скутеры R2, обладающие большим радиусом действия, на югославские подводные лодки не помещались. Даже если бы югославские конструкторы смогли установить R2 на маленьких подводных лодках, то в этом случае югославские субмарины не смогли бы взять на борт торпеды. Не стоило забывать и о том, что большая часть Адриатики была мелкой даже для крохотных подводных лодок класса Slava, из-за чего использование миджетов оказывалось под большим вопросом (целей для атаки было немного и все они были надежно защищены от атак диверсантов).


Югославская субмарина класса Heroj.

КЛАСС M100D

В 1977 году Югославские моряки решили, что для полноценной партизанской войны им нужна специальная дизель-электрическая подводная лодка, предназначенная исключительно для операций коммандос. Этот тип субмарины получил название M100D (модель водоизмещением 100 тонн, дизельная). M100D должна была уметь маневрировать на малых глубинах итальянского побережья на чрезвычайно низкой скорости (стандартная операционная глубина 10-15 метров при скорости в 4 узла).


Такими должны быть лодки класса M100D. Не шибко красивые корабли.

В рамках программы M100D институт судостроения в Загребе предложил два проекта. Проект M40 представлял собой подводную лодку «миджет» крайне малых размеров. Второй проект M100 был «большой» 20 метровой субмариной, оборудованной торпедными аппаратами и подводными скутерами R1. В носу M100 располагался сонар, четыре 533мм торпедных аппарата размещались по два за пределами корпуса. Четыре скутера R1 находились в специальном отсеке в нижней части лодки. Батареи ПЛ располагались внутри корпуса по обе стороны подводного корабля, так что члены экипажа могли ходить между ними.

Рубка управления размещалась в носу субмарины. На командном посту находились командир, рулевой и акустик (последний отвечал за радар, сонар и систему связи). В центре субмарины должна была появится водолазная камера, а также перископ, картинка с которого, по проводам, передавалась на командный пост.

Изучив оба предложенных концепта, Югославские моряки решили дать зеленый свет проекту M100 несмотря на то, что инженеры-проектировщики сомневались в том, что их подводная лодка удовлетворит всем требованиям заказчика. В конечном итоге так и получилось, проект оказался слишком сложным для реализации и ни одна подводная лодка M100 в море так и не вышла.

КЛАСС M31E (Una)

Zeta мини-субмарина класса Una.

Подводные лодки класса Una были наследниками проекта B-91, созданного под управлением подполковника Даворина Кажица. Подобно ПЛ класса M40 они не имели торпедных аппаратов и были предназначены для ведения диверсионных боевых действий. Наименование класса эти ПЛ получили по серийному номеру первого корабля. Иногда их называли 911-ми, временами M-31E, R-3E или Una (по имени первого корабля в серии).

Первая из шести подводных лодок класса M31E была спущена на воду в 1983 году и вошла в состав флота в 1988 году. Будучи длиной 20 метров, первая Una была в два раза меньше типовой дизельной лодки тех времен. Интервал автономного плавания M31E достигал 160 часов с полным экипажем или 96 часов с полным экипажем и 4 водолазами.

В качестве основного сенсора M31E использовала активно-пассивный сонар Krupp-Atlas.


В отсеках "Уны".

На своем борту M31E несла 4 мины M70 или 4 скутера R1 с бортовым минным оружием. Подобно классу M100, 31-ая несла мины на внешнем корпусе. Настоящей надстройки у лодки не было, вместо нее была сооружена импровизированная надстройка необходимая для того, чтобы вода не затекала внутрь подводной лодки. Когда M31E брала на борт водолазов, импровизированную надстройку снимали (в противном случае ныряльщику было трудно покинуть ПЛ). В верхней части корпуса также располагались вентиляционная система и мачта с навигационными огнями, которую поднимали при движении в надводном положении.

Из-за того, что подводная лодка не имела торпедных аппаратов, пост управления располагался в передней части ПЛ. Командир сидел в кресле и смотрел в перископ (он тоже был установлен в передней части корпуса) через дистанционную систему наблюдения.


Tisa и Vardar скучают на пляже.

Поскольку лодка должна была действовать в прибрежных водах, конструкторы спроектировали для M31E два передних руля управления и Х-образный хвост (по примеру USS Albacore), который должен был обеспечить высокую маневренность субмарины на малых глубинах. В целях снижения шума подводная лодка была оборудована электрическим двигателем в 24 л.с, который работал на переменном токе. При этом на борту лодки стоял специальный конвертер, преобразующий постоянный ток батарей, в переменный ток двигателя. Батареи были разделены на 2 группы по 128 ячеек в каждой. Перезарядка двигателя могла быть произведена в порту от корабля снабжения, стационарного генератора или от трех мобильных генераторов, который могли быть доставлены на борт ПЛ до начала миссии. Без подзарядки оперативный радиус действия M31E достигал 250-270 морских миль, что позволяло подводной лодке атаковать цели на итальянском побережье. Максимальная глубина погружения составляла 120 метров. Под водой лодка шла со скоростью 8 узлов, тогда как над водой ее скорость не превышала 7 узлов.

Благодаря электрическому двигателю подводная лодка была столь тихой, что ее не могли обнаружить гидрофоны, защищающие от проникновения гавань Пулы. Позже, во время Югославских войн, M31E могла отслеживать перемещение натовских субмарин, тогда как последние не могли ее обнаружить. В случае атаки вражеской цели, M31E могла высадить 6 боевых пловцов на расстоянии 12 морских миль от объекта атаки.


Una в музее Черногории.

С 1985 по 1989 год Югославские ВМФ получили 6 подводных лодок класса M31E, которые дислоцировались на базе Лора в составе 88 флотилии подводных лодок. Во время Хорватской войны за независимость все лодки за исключением Soca были переведены в Черногорию. Soca была захвачена хорватами, получила дизельный генератор и вошла в состав Хорватских ВМФ как Velebit P-01.

Название ПЛ Номер Спущена на воду Выведена из состава флота Судьба
Tisa P-911 1985 2001 Находится в Музее Науки и Технологии, Белград
Una P-912 1986 2001 Музей Черногории
Zeta P-913 1987 2005 Военно-исторический парк Пивка, Словения
Soca P-914 1987 2005 Будет направлена в музей.
Kupa P-915 1989 2003 Сдана на слом в 2008.
Vardar P-916 1989 2005 Судьба неизвестна. Возможно, сдана на слом.


Хорватская мини-субмарина Velebit (экс-Soca) класса Una.

M31E / Una - класс
Водоизмещение: 76.1 т. (надводное) / 87.6 т. (подводное)
Длина: 18.82 м.
Ширина: 2.4 м.
Максимальная глубина погружения: 120 м.
Энергетическая установка: 2х18 КВ электрический двигатель
Скорость: 8 узлов (подводная) / 7 узлов (надводная)
Боевой радиус действия: 250-270 морских миль
Экипаж: 4 офицера + 6 боевых пловцов
Вооружение: 4 подводных скутера R-1, 4 донные мины AIM-70

11.01.18 (с) Илья Садчиков
Часть изображений взята c www.hisutton.com
Tags: cold war, nuclearpunk, ocean, submarines, ww3
Subscribe

Posts from This Journal “submarines” Tag

  • GREYHOUND (2020)

    Зима 1942 года. Шторм войны охватил мировой океан. От холодных вод Атлантики до тропических морей Юго-восточной Азии раскинулся грандиозный театр…

  • MIDWAY (2019)

    Битва за Мидуэй стала поворотной точкой Великой войны на тихом океане, по завершении которой Японская империя утратила темп наступления и Боги…

  • KURSK (2018)

    12 августа 2000 года российский атомный подводный крейсер “Курск” подорвался на дефектной торпеде и лег на океанское дно. Через…

  • HUNTER KILLER (2018)

    Россия, 2018 год. В экономике продолжается экономический кризис. Государство со всех сторон окружают враги, еретики и ксеносы. В мире не спокойно,…

  • DAS BOOT (2018)

    Классический Das Boot я увидел в середине 90-ых, когда совершенно случайно купил кассету с ним на одном из киношных развалов. Фильм Вольфганга…

  • ПОЙМАТЬ «КАНЬОН». ЗАЩИТНЫЕ СИСТЕМЫ НАТО ПРОТИВ РУССКОЙ МЕГА-ТОРПЕДЫ

    Российская межконтинентальная ядерная торпеда «Посейдон» - уникальное оружие, способное передвигаться под водой со скоростью,…

  • МОРСКОЙ СПЕЦНАЗ РФ В СОВРЕМЕННОЙ ГИБРИДНОЙ ВОЙНЕ

    Современная концепция российского морского спецназа была сформирована в СССР в конце 50-ых годов прошлого века. Несмотря на некоторые внешние…

  • ШВЕДСКИЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ КЛАССА А-26

    Шведские подводные лодки класса А-26 могут стать лучшими не атомными ПЛ современности. Проектируя A-26, шведы ориентировались на создание…

  • УДАРНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ КЛАССА STURGEON

    Подводные лодки класса Sturgeon строились в 60-70-ых годах XX века на американских верфях и позиционировались, как основное средство борьбы с…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments