Садчиков Илья Александрович (mr_garett) wrote,
Садчиков Илья Александрович
mr_garett

Categories:

COSMOPOLIS (2012)


Космополис – пожалуй, самый странный фильм на творческом пути Кроненберга. Стартовав свою карьеру с хорроров класса Б, режиссер, к началу 10-ых вообще перестал делать жанровое кино, отказался развлекать зрителя и снял чистейшей воды камерный арт-хаус, который, по каким-то неизвестным причинам сумел добраться до широкого проката, где с треском и провалился. Будучи самым низкооцененным фильмом Кроненберга (imdb = 5 баллов), «Космополис» получил множество отрицательных отзывов, вследствие чего знакомство с этой картиной попало в обязательную программу моих просмотров.

Главного персонажа картины зовут Эрик Паркер, он биржевой игрок и мультимиллионер, а еще он очень упорный герой, твердо решивший добраться из Сити до любимого барбершопа, расположенного где-то в окраинных районах мегаполиса. Сделать это не просто, поскольку вместе с Эриком по городу передвигается президент и похоронная процессия локальной знаменитости. До кучи местные левые устроили в центре помесь Vermitide и «Оккупай Мастдай», тогда как за самим Паркером объявил охоту какой-то безумный ассассин. Кто он такой – неизвестно, но намерения у него очень серьезные.


Функция и андроид.

Большая часть игрового действия разворачивается внутри бронированной машины героя.  Пока лимузин движется по улицам города, в его салон проникают разные люди, пытающиеся донести до миллионера свою точку зрения на важнейшие вопросы бытия. Большая часть их проблематики связана с огромным капиталом Паркера, который стремительно тает из-за неудачной игры на шанхайской бирже. Самим Паркером люди вообщем-то не интересуются, поскольку он для них выполняет роль накапливающей функции, соединяющей реальный мир с информационным пространством денег и инвестиций.

Информация к размышлению. С момента создания фильма прошло всего 5 лет, но за это время сменилась целая эпоха. Кризис в Америке временно рассосался, зато в мире началась Холодная война 2.0, обрушившая паркеру единственную мечту. В нашей реальности миллионер не смог бы купить у русских Ту-160 ни за какие коврижки. И у казахов он бомбер тоже не смог бы купить, по той простой причине, что таких машин в Кахастане не осталось (это даже Борат знает).


Единственный настоящий человек и тот родился в 30-ых.

Паркер, сам по себе, человек абсолютно бессмысленный, помимо цифр и графиков у нет никаких интересов. Это понимает даже его жена – начинающая поэтесса, передвигающая между книжными на такси. Паркер пару раз пересекается с женой в каких-то унылых забегаловках и при этом каждый раз умудряется поговорить с ней о сексе. Секс жену не интересует, вероятно, потому, что она андроид (у нее нет чувств и привязанностей, при желании можно услышать как за ее пуш-апом щелкают реле и шестеренки) и с f(х) робот контактировать никак не может. В итоге, всякий раз миллионер остается не у дел, а жена уходит из забегаловки в следующий книжный магазин, где, видимо, замирает и отключает батарею питания.

Кроме жены, Паркера окружает различный обслуживающий персонал – охранник, шофер, специалисты по маркетингу и финансам. Паркеру плевать на них, им плевать на Паркера, главное, чтобы босс и дальше платил хорошие деньги, все остальное не так уж и важно. Ну а вокруг героев бушует неуправляемое человеческое море, движимое огненными приливами новостных трендов. Революционеры, исламисты, клерки, фанатики, компьютерные гении сменяют друг друга за окном колесного офиса, чтобы спустя мгновение превратиться в монотонный звуковой фон, о котором забываешь прежде, чем меняется его базовая тональность.


Куда поедем, босс?

Конец длинного путешествия, начавшегося в центральной части города, завершается в местных фавелах, в месте, где спят уставшие лимузины (это единственная часть Нью-Йорка, действительно интересующая Паркера). К этому моменту Паркер становится последователем Дерриды окончательно деконструирует себя, а потом собирает заново, встречаясь с единственными настоящими людьми – парикмахером, к которому он ходил в далеком детстве и своим потенциальным убийцей, бывшим аналитиком, окончательно съехавшим с рациональных катушек. В конце концов, Паркер приходит к пониманию того, что его жизнь пуста, но соскочить с проложенных рельс просто так невозможно, а значит, надо решиться на самоубийство или поставить бошку под хаотичную пулю сомневающегося убийцы.

Сможет ли Паркер существовать с осознанием того, что его реальная роль в мире не совпадает с той ролью, которую он навязал сам себе – это открытый вопрос. Однако, мне кажется, что в поисках ответа на шекспировскую проблему, Паркер выберет единственно верный ответ: not to be. Not to be, потому что созданная героем реальность - абстрактна, герой-функция не может быть связан с живыми людьми, ибо люди живут в пространстве хаоса и энтропии, тогда как формулы могут существовать лишь в измерениях абсолютного порядка.


Dont be afraid to let your body die! Long live the new flesh!

ЗА:
- Камерная пьеса на марксистскую тему.
- Интересная цветопередача.
- Есть над чем поразмыслить.
- Странник в странной земле.

ПРОТИВ:
- Это не для всех.
- Это не про динамику.
- У фильма нет ни начала, ни конца. Каждый понимает финал так, как хочет.

12.11.2017
© Илья Садчиков.
Tags: horror, movie, кино
Subscribe

Posts from This Journal “movie” Tag

  • THE RIFLEMAN / Dveselu putenis (2019)

    1919 год. Первая Мировая война на западном фронте подошла к концу, но на пространствах бывшей Российской империи продолжают стучать пулеметы. Пока…

  • THE LAST VALLEY (1971)

    Вот уже двадцать лет в Европе продолжается кровопролитная Тридцатилетняя война между Католической лигой и Евангелической унией. Магдебург сожжен,…

  • THE HIGHWAYMEN (2019)

    1934 год. В США свирепствует Великая Депрессия. Миллионы людей скитаются по стране в поисках еды, крова и какой-нибудь работы. Многие пытаются…

  • ALIEN - ХОРРОР САГА О СИНИХ ВОРОТНИЧКАХ

    После того, как в 1979 году Риддли Скотт, на основе сценария Бэннона-Шуссета, срежиссировал фильм Alien, жанр ужасов изменился навсегда. Космос…

  • GET CARTER (1971)

    Гангстер Джек Картер покинул Лондон и прибыл в Ньюкасл для того, чтобы похоронить своего брата. Быстрое расследование показало Картеру, что…

  • WRONG TURN: THE FOUNDATION (2021)

    Действие седьмой части “Поворота не туда” разворачивается в окрестностях американского городка Харперс-Ферри, который в 1859 году стал…

  • WILLY’S WONDERLAND (2021) & BREACH (2020)

    Сегодня мировой день мусорщика. Именно поэтому данный обзор я решил посвятить тем парням и девушка невидимого фронта, которые днями и ночами…

  • SPACE SWEEPERS / 승리호 / Seungriho (2021)

    И вновь наступило мрачное будущее. На Земле стоит 2092 год: природа планеты разрушена, громадные города задыхаются от смога и ядовитых испарений.…

  • IT HAPPENED HERE (1964)

    1945 год, другой 1945 год. Британия находится под властью нацистов Освальда Мосли. Новый премьер решил перестроить Англию по германскому образцу.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment