Садчиков Илья Александрович (mr_garett) wrote,
Садчиков Илья Александрович
mr_garett

Category:

ТРОЦКИЙ (2017)


Несмотря на грандиозный исторический масштаб, личность Троцкого не пользовалась популярностью ни в советском, ни в российском кинематографе. В советское время Троцкого в фильмах не показывали, ибо никто из киношников не хотел оспаривать авторитет Ленина / Сталина в вопросах партийного строительства и революционной борьбы. В начале 90-ых, на волне гласности вышло несколько фильмов про ЛДТ в том числе «Раскол» и «Убийство Троцкого», авторы которых не смогли осилить столь грандиозный материал, поскольку снимали фильмы на весьма ограниченный бюджет. В течение следующих десятилетий фильмы про большевиков не снимали совсем. В сериалах последнего времени Троцкий начал появляться как отрицательный персонаж второго плана, думающий как бы подставить подножку главным героям и вот, наконец, в канун столетия Октябрьской революции 1-ый канал выкатил на экраны полноценную картину про непримиримого борца с мировым капиталом, прожившим  разрушительную и страшную жизнь.

Надо понимать, что рассказывая про прошлое, авторы сериала целились в настоящее. Их Троцкий должен был стать не столько символом эпохи, сколько наглядным воплощением зла, исходящего от любой революционной идеи. Глянув на Троцкого, студенты и школота должны были ужаснуться и навсегда порвать с любыми идеями, идущими вразрез с генеральной линей «партии». Ибо отход от линий, по мысли Эрнста, всегда влечет за собой: майдан, революцию, государственную катастрофу, разрушение общественного порядка и прочую смерть России, исходящую, как от внешних, так и от внутренних врагов. Однако, авторы серьезно прогадали с жанром и вместо политического триллера сделали агитационный комикс, в котором крут не тот кто прав с исторической точки зрения, а тот, кто эффектнее выглядит и круче смотрится в кадре.


Троцкий и Ленин смотрят в будущее.

Если оценивать Троцкого исключительно по сериалу, то перед зрителем предстает не столько реальный политик, писатель, журналист и дипломат, сколько ведомый революционным духом супер-герой. У Троцкого есть мамонт-паровоз, гоняющий по фронтам Гражданской войны, отряд верных фанатиков-миньонов, выполняющих любой приказ своего непогрешимого лидера, супергеройская униформа – кожаный плащ, очки, фуражка с красной звездой, а также железобетонная уверенность в собственных силах и в собственной исключительности (Супермэн и Бэтмэн тихо курят в сторонке). Все красивые женщины достаются Троцкому, и даже ужасный конец становится последним шагом супер-героя на пути в пролетарский пантеон Славы.

Как и полагается всякому комиксу, против главного персонажа работают многочисленные враги, действующие жалко и подло. Местный Ленин постоянно ставит Льву подножки, ябедничает Плеханову и присваивает себе заслуги настоящего героя. Парвус жмотиться не по делу и хочет героя убить. Сталин вообще ведет себя как гопник и мелкий бес, решивший вредить Троцкому потому, что тот, в 1903 году, на 2 съезде РСДРП ему руки не подал (вот так все просто). Царские чиновники и генералы действуют, словно сумасшедшие ретрограды, пытающиеся невероятным упрямство и бронелобостью остановить набегающее цунами новой жизни. Большевики второго плана, как водится – тупят (Зиновьев) и трусят (Каменев), а временное правительство мгновенно разбегается после грозного выстрела «Авроры». На фоне вышеозначенных пигмеев Троцкий, смотрится настоящим гигантом, что странно для исторического фильма, но нормально для супергеройского кино.


Настоящий коммунист ходит только в KFC.

К сожалению, авторы картины не совсем поняли жанр, с которым им довелось работать. Кино-комиксы должны быть эффектны и при этом понятны широкому кругу зрителей. В массе своей они не допускают двойственного толкования и стараются избегать параллельных сюжетных линий. В «Троцком» же есть и то, и другое. Картина состоит аж из трех таймлайнов: первый находится в далеком прошлом и рассказывает историю становления революционера, второй –  стимпанковый, демонстрирует зрителю события Гражданской войны, тогда как третий рассказывает о последних днях жизни героя (в этом слое встречаются еще и призраки, которые приходят к Троцкому, чтобы поговорить «за жизнь»). Человек, знающий реальную биографию ЛДТ, сумеет разобраться в этом хитросплетении событий, но вот зритель, не разбирающийся в истории революции (а теперь таких большинство), очень быстро запутается в таймлайнах, потеряет нить связности и выпадет из изначально непростого контекста.


Герой Советского Союза Рамон Меркадер.

Информация к размышлению. К сожалению, авторы не захотели раскрыть внутренний облик героя. Из фильма не понятно, как Троцкий стал революционером, почему он избрал именно такой путь и оставался на нем до конца своей жизни. Также широкими мазками показана самая интересная часть его жизни, связанная с контрсталинской борьбой на фоне бурных 20-ых (будь я сценаристом, я бы выделил на это дело отдельную серию).

Еще более забавно то, что посмотревшая фильм молодежь, вряд ли будет Троцкого проклинать. Этот яркий, умный и жестокий герой показан в декорациях ушедшей эпохи. Однако молодежь будет сравнивать его не с Лениными, Сталиными, а с «персонажами» нашего времени, не способными выделиться из застойной чиновничьей массы. Слова киношного Троцкого звучат, словно призыв в будущее. Виртуальный персонаж ратует за всяческий «движ», социальные лифты и за глобальную справедливость в рамках земного шара! На фоне сериального ЛДТ тот же Навальный выглядит жалкой амебой, поскольку у  Алексея нет ни многоэтажного паровоза, ни личного коня.


Фрида тут тоже есть. Куда без нее.

Поскольку киношный Троцкий весьма далек от реального, нет сомнений в том, что его superhero фигура может стать привлекательным символом для поколения молодых радикалов, уставших смотреть на войну Поклонской с французской булкой.

Визуальный стиль картины реализован на «отлично». Краски фильма яркие, персонажи эффектные, хоть и совершенно не историчные. Мексика желтая, Россия ярко-белая, паровозы огромные. На фоне всего этого великолепия даже перестаешь замечать основательно загримированного Хабенского, который похоже не столько на Троцкого, сколько на полковника Сандерса (курицы в фильме нет, зато кролики имеются).  Забавно, что Хабенский играет героя во всех временных таймлайнах, что вызывает некоторое удивление. Было бы лучше, если бы разного Троцкого играли бы разные по возрасту актеры (на роль старика можно было бы позвать Лимонова).


Смерть старого мира.

ЗА
- Визуальный ряд,
- Динамичность,
- История жизни и смерти Троцкого в 8 ярких сериях
ПРОТИВ
- Вольное обращение с историческими фактами.
- Упрощение главного действующего лица.
- Личностный кризис Троцкого не раскрыт.
- Борьба Сталина и Троцкого не показана вообще.

09.11.17
(с) Илья Садчиков
Tags: history, movie, история, кино
Subscribe

Posts from This Journal “movie” Tag

  • THE RIFLEMAN / Dveselu putenis (2019)

    1919 год. Первая Мировая война на западном фронте подошла к концу, но на пространствах бывшей Российской империи продолжают стучать пулеметы. Пока…

  • THE LAST VALLEY (1971)

    Вот уже двадцать лет в Европе продолжается кровопролитная Тридцатилетняя война между Католической лигой и Евангелической унией. Магдебург сожжен,…

  • THE HIGHWAYMEN (2019)

    1934 год. В США свирепствует Великая Депрессия. Миллионы людей скитаются по стране в поисках еды, крова и какой-нибудь работы. Многие пытаются…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments

Posts from This Journal “movie” Tag

  • THE RIFLEMAN / Dveselu putenis (2019)

    1919 год. Первая Мировая война на западном фронте подошла к концу, но на пространствах бывшей Российской империи продолжают стучать пулеметы. Пока…

  • THE LAST VALLEY (1971)

    Вот уже двадцать лет в Европе продолжается кровопролитная Тридцатилетняя война между Католической лигой и Евангелической унией. Магдебург сожжен,…

  • THE HIGHWAYMEN (2019)

    1934 год. В США свирепствует Великая Депрессия. Миллионы людей скитаются по стране в поисках еды, крова и какой-нибудь работы. Многие пытаются…