Садчиков Илья Александрович (mr_garett) wrote,
Садчиков Илья Александрович
mr_garett

Categories:

ПОЛЯРНЫЙ БАСТИОН: РОССИЙСКАЯ ЭКСПАНСИЯ В АРКТИЧЕСКИЕ ВОДЫ


Известно, что в настоящее время Россия запустила целую серию арктических подводных проектов, имеющих как военное, так и мирное назначение. Эти проекты нужны России для завоевания лидерства в арктических водах, что повлечет за собой доминирующее экономическое положение  РФ в этом вечно холодном регионе Земли. Данная статья представляет собой перевод статьи RU_Arctiс, опубликованной на сайте HISUtton.com.

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

Как и в Советские времена, современная Россия считает себя государством, окруженным враждебными странами, жаждущими уменьшить ее влияние в планетарном масштабе. В «Указе Президента Российской Федерации от 20.07.2017 № 327 "Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года" написано, что «Сохраняются существующие и появляются новые опасности и угрозы национальной безопасности Российской Федерации в Мировом океане, основными из которых являются: а) стремление ряда государств, прежде всего Соединенных Штатов Америки (США) и их союзников, к доминированию в Мировом океане, в том числе в Арктике, а также к достижению подавляющего превосходства своих военно-морских сил».


Стремление НАТО к доминированию в арктических водах известно также хорошо, как и те трудности, которые преодолевает Российская экономика. Однако в этот раз РФ может бросить своему противнику реальный вызов, поскольку страны запада не охотно инвестируют средства в развитие своих арктических возможностей. Подводные лодки США могут действовать под полярными льдами, но из надводных кораблей – ледоколов у Америки есть всего одно действующее судно дизельный USCGC Polar Star (ее ее систершип Polar Sea – прим.перев.). Единственный близкий союзник США, обладающий подводным флотом – Великобритания, практически отказалась от арктических учений. Вероятно, экипажи современных британских подводных лодок не имеют опыта, необходимого для ведения боевых действий в суровых арктических водах. Другие союзники США, вроде Канады и Норвегии никогда не использовали подводные лодки подо льдом. Дания вообще отказалась от субмарин, Франция не заинтересована в доминировании в полярных водах.



Арктические войска РФ в действии.

Вне всякого сомнения, Российские аналитики хорошо знают проблемное положение НАТО в области проведения арктических операций. Однако, их намерения все равно остаются предельно серьезными. За военными концепциями арктического блицкрига стоят явные экономические намерения, которые связаны с развитием двух принципиальных задач: 1) добыча углеводородов на океанском шельфе, 2) активное использование арктических маршрутов для навигации танкеров и торговых судов (Северный Морской Путь и Северо-восточный проход).
Из двух означенных выше задач, главной является та, что связана с углеводородами. В означенном выше документе написано, что «Современный этап развития человечества характеризуется расширением экономической и научной деятельности на континентальном шельфе и дне Мирового океана, вовлечением их ресурсного потенциала в промышленное производство». Несмотря на то, что данная концепция относится к нескольким регионам океана, Арктический шельф является ключевым для российских планов экономической экспансии.


Арктика пробуждается. Американский ледокол Polar Sea прокладывает путь в арктических льдах.

Быстрое таяние ледяных шапок планеты и связанное с ними изменение климата может оказаться выгодным для России (обратите внимание, что РФ не отрицает факт изменения климата в своей военно-морской стратегии). После того, как льды начнут таять, подводные залежи углеводорода станут доступными для наводных судов и подводных добывающих станций в течение большей части года. Морские пути России (СевМор путь и Северо-восточный проход), будут открыты для навигации в течение весны, лета и осени, а значит РФ получит возможность проводить полярными путями торговые корабли различных стран и корпорации.

Таким образом, современные усилия России направлены на то, чтобы доказать мировому сообществу, что РФ по праву владеет полярными территориями. Для достижения этой цели были предприняты:
1) Экспедиция к хребту Ломоносова с использованием подводных аппаратов  класса «Мир»,
2) Военные экспедиции Российской армии к Северному полюсу, при этом в качестве базы использовался ледовый лагерь. В российских средствах массовой информации эта экспедиция была представлена в качестве военных учений, направленных на проверку арктических доктрин Российской армии,
3) Создание арктического Трилистника. Военной базы на Земле Александры (Архипелаг Франца-Иосифа). Вероятно, это не единственная база РФ, которая будет построена вблизи Северного Полюса. Если за полярным кругом будут строиться гражданские базы, то можно быть уверенным в том, что они будут работать в двойном режиме, обеспечивая «базирование гражданских кораблей, кораблей ВМФ и федеральных служб безопасности»,
4) Публичная демонстрация уникальных систем вооружение, предназначенных для ведения военных действий в высоких широтах.



Арктические системы Панцирь-СА и ТОР-М2ДТ.

АРКТИЧЕСКИЙ БАСТИОН

С момента своего существования Российский подводный флот активно тренируется под ледяными шапками полярных морей. При этом, в отличие от США, Российская доктрина развертывания стратегических ракетоносцев предполагает постоянное нахождение подводных крейсеров под ледяной поверхность, что делает их обнаружение невозможным, как для спутников, так и для специальных поисковых самолетов. Если подводным лодкам надо будет совершить залп баллистическим ракетами, они совершат всплытие, проломив арктический лед.

В настоящее время Северный Флот РФ включает в себя 6 ракетоносцев класса Delta IV, 1 новый ракетоносец класса «Борей», и 1 ракетоносец класса «Тайфун». Новые «Бореи» будут замещать стремительно устаревающие «Дельты». Для защиты ракетоносцев существует флот российских ударных подводных лодок, которые будут защищать тяжелые корабли под поверхностью вечного льда. В настоящее время защиту ракетоносцев обеспечивают АПЛ класса Сиерра-I/II и Акула. В течение следующего десятилетия в строй войдут несколько типов новых подводных лодок в том числе и перспективные субмарины типа «Хаски».

Для проведения инженерных работ на поверхности морского дна Россия поддерживает работоспособность нескольких специальных субмарин. Эти корабли, оборудованные миджетами и манипуляторами приспособлены для действия в арктических водах. Развитие этих кораблей продолжается, даже несмотря на экономические трудности, которые переживает РФ, а значит, правительство рассматривает их эксплуатацию, как задачу стратегической важности.

Для проведения специальных работ, Главное управление глубоководных исследований (ГУГИ) применяет субмарины Проекта 09789 БС-64 «Подмосковье» и Проекта 09852 «Белгород». Эти громадные подводные лодки несут на себе некоторое количество специальных подводных аппаратов, способных действовать вблизи океанского дна и проводить сложные технические работы без привлечения надводных кораблей.

Комбинация миджетов и носителей позволит выделить зону работ для Российской подводной техники. При этом большая часть Арктики будет не доступна для таких аппаратов по причине больших глубин. Весьма вероятно, что основная задача инженерных АПЛ будет связана с развертыванием сети подводных датчиков, которые будут отслеживать передвижения подводных лодок НАТО в российских полярных водах.



АПЛ Проекта 671РТМ на Камчатке. В верхней части вертикального руля расположен поисковый сонар.

ПОДВОДНЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ

На коммерческом фронте Россия продвигает планы широкого использования арктических минеральных ресурсов. В январе 2017 года на выставке в Архангельске был продемонстрирован проект Айсберг, подразумевающий под собой использование ряда прорывных технологий, направленных на подводную добычу минеральных ресурсов, в число которых вошли: новые типы подводных лодок, подводные атомные реакторы, подводные буровые установки, дистанционные управляемые миджеты и ледоколы.

Граница между гражданским и военными технологиями в проекте Айсберг довольно размыта, поскольку все представленные разработки имеют двойное назначение (здесь нет, характерного для запада разделения мирных и военных систем). Поскольку для установки многих подводных систем Айсберга не планируется использовать надводные корабли, можно уверенно предположить, что эти системы будут размещаться на морском дне при помощи больших подводных лодок (инженерных АПЛ ГУГИ). Таким образом, без помощи военно-морского флота РФ данный проект не реализуем в принципе.

Крупнейшими объектами, которые должны быть установлены на океанское дно в рамках программы Айсберг являются подводные атомные реакторы. Эти установки необходимы для подачи энергии в подводные датчики и системы автоматического бурения, смонтированные на шельфе. В качестве реакторов могут быть использованы установки типа ААТГ (Автономный Атомный Турбинный Генератор) разработкой которого занимается одно из подразделений РосАтома. ААТГ (длина 14 метров, диаметр 8 метров, вес 335 тонн) могут быть доставлены на дно при помощи подводных лодок класса Дельта-IV или Оскар-II (если у них будет миджет, обладающий манипуляторами). Кроме того, свой реактор продвигает ОКБМ (тоже часть РосАтома), их разработка называется Подводный Необитаемый Ядерно-энергетический Модуль. С точки зрения характеристик оба ядерных реактора обеспечивают примерно одинаковый уровень мощности.



Концепт программы Айсберг на котором можно увидеть новые типы АПЛ.

Несмотря на то, что программа Айсберг носит гражданский характер, безопасность подводных установок будет обеспечиваться каким-то видом подводного оружия, которое невозможно будет инсталлировать на океанское дно без помощи ГУГИ.

Кроме того, для реализации Айсберга РФ понадобятся специальные грузовые подводные лодки. Строительство одной такой АПЛ начнется в 2020 году (в 2017-ом дизайнерское бюро Рубин продемонстрировало концепт такого «гражданского крейсера»). Новая АПЛ будет гражданской и будет выполнена по оригинальной конструкции. У нее будут «крылья» в которых будут размещаться сонары, обеспечивающие изучение морского дна на глубину в несколько десятков метров. Столь хитрая конструкция нужна для того, чтобы подводная лодка могла выдерживать заданную глубину стабильно, в течение долгого времени, что необходимо для корректной работы этих сложных устройств. Раньше сонары такого типа устанавливались только на морских кораблях, если Рубин сможет создать свою гражданскую АПЛ, это будет первый случай использования подобных устройств на подводной лодке. С размахом крыльев в 100 метров, субмарина Рубина может быть использована лишь в ограниченных точках Арктического шельфа.

Учитывая уникальность подводной лодки и используемых в ней технологий, можно предположить, что постройка подобной АПЛ займет несколько лет и будет сопровождаться задержками. Известно, что Министерство экономического развития, также как Министерство Натуральных Ресурсов РФ раскритиковали проект Гранита по причине его избыточной стоимости и общей нехватки денег. Кроме того, крылатой АПЛ придется конкурировать за место на строительных верфях, которые плотно забиты новыми моделями ракетоносцев и ударных ПЛ.



Полярные базы армии РФ: "Северный клевер" и "Арктический трилистник".

КИБЕРНЕТИЧЕСКАЯ ВОЙНА

Россия ведет активную войну с НАТО в киберпространстве, формируя фейковые новости, связанные с освоением арктических территорий. Например, в мае 2017 года Канадские учения ВВС были представлены в таком ключе, словно бы они проходили над территорией Арктики. В будущем можно ожидать появление новых фейков направленных на:
1) Очернение позиции НАТО и его агрессивной политики в Арктических водах,
2) Укрепление позиции РФ в Арктике, признание юрисдикции РФ над природными ресурсами,
3) Проведение информационных диверсий, направленных на раскол НАТО по арктическим вопросам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из всего вышеозначенного можно уверенно заявить, что Россия приступила к широкомасштабной военной программе освоения Арктики, затраты на которую будут расти с каждым годом несмотря на экономические проблемы и трудности, которые переживает страна.

26.10.17
(с) hisutton.com перевод Илья Садчиков
Tags: apocalypse, cold war, nuclearpunk, ocean, submarines, ww3
Subscribe

Posts from This Journal “submarines” Tag

  • GREYHOUND (2020)

    Зима 1942 года. Шторм войны охватил мировой океан. От холодных вод Атлантики до тропических морей Юго-восточной Азии раскинулся грандиозный театр…

  • MIDWAY (2019)

    Битва за Мидуэй стала поворотной точкой Великой войны на тихом океане, по завершении которой Японская империя утратила темп наступления и Боги…

  • KURSK (2018)

    12 августа 2000 года российский атомный подводный крейсер “Курск” подорвался на дефектной торпеде и лег на океанское дно. Через…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments