?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Данный текст представляет собой перевод статьи Дерека Смарта с сайта http://dereksmart.com. Смарт анализирует текущее состояние Star Citizen и убежден, что данный проект представляет собой финансовую пирамиду, которая стремительно движется к своему краху.

Собрав 150 млн.баксов через крауд-фандинг кампанию, Робертс набрал дополнительное финансирование на неизвестную суму от инвесторов и теперь влез в банковские долги. При этом 13 июня 2017 год CIG взяла высокорискованный долг, заложив все свои активы, созданные на протяжении 5 летнего периода.

Я давно перестал смотреть на разработку этого проекта по тем лекалам, что использовались мной во время работы с издателями. Теперь я смотрю исключительно на ежемесячный оборот средств, относительно которого устанавливается объем ресурсов, необходимых для разработки игры. Мы сохраняем некоторое количество свободных средств, необходимых для продолжения разработки в том случае, если бы внешнее финансирование было полностью остановлено. Нам бы пришлось поумерить амбиции, но мы бы отрелизили проект в лучшем состоянии чем, то было обещано в октябре 2012 года – Крис Робертс, 30 сентября 2014 (письмо от CEO).

Как я уже писал ранее, известные мне источники давно сообщили, что проект Star Citizen находится в критическом состоянии. Несмотря на отрицания, идущие от токсичных бэйкеров, и полное молчание CIG их финансовой отчетности за 2016 год оказалось достаточно для того, чтобы прийти к крайне печальным выводам относительно текущего состояния дел и  будущего этого амбициозного проекта.

Стоит отметить, что в 2015 году, когда информация о судьбе проекта шла из разных источников, многие информаторы были уверены в том, что CIG имеет подушку безопасности, которая позволила бы поддерживать проект на плаву в течение 90 дней. Однако с тех пор ситуация изменилась. Исходя из показателей финансирования видно, что проект активно поддерживался застрявшими в нем «Китами», а также людьми, которые использовали CIG в качестве прачечной для отмывания денег.

По общему мнению инсайдеров ситуация такова, что проект уже потерпел катастрофу и никогда не будет доведен до конца в том виде, в котором он обещал увидеть свет в ноябре 2012 года. Как я уже писал в октябре и декабре 2016 года, в своем блоге, ложь Криса Робертса на GamesCom 2016 и CitizenCon 2016 была столь отчетлива, что не услышать ее мог только глухой.

Поскольку CIG является частной американской кампанией, бейкеры не могут посмотреть ее финансовую статистику (как то было обещано) без искового заявления (что, вероятно, приведет к арбитражу). Конечно, крупнейшая студия GIC (из списка 15 юридических лиц) Foundry 42 находится в Великобритании  и является, в некотором смысле, зеркалом, в котором вырисовываются все текущие финансовые проблемы корпорации. 12 июня я написал анализ текущего финансового состояния Foundry 42 на 2016 год. Анализ показал, что лишь одна эта студия сжигала не менее 3 млн. долларов в месяц, тогда как всего в месяц корпорация получала 5 млн. долларов. При этом в Англии было 2 корпоративных студии.


Кроме того, в секции 19 отчетности я обнаружил интересную вещь:

Секция 19 показалось мне очень любопытной. Студия пересчитала сумму месячного оборота средств, которая стала равна 3 млн. долларов (на основании данных за 2015 год), что похоже на результат государственного аудита или подчистку бухгалтерских счетов, связанную с неизбежной ревизий со стороны гос.комиссий. Поскольку теперь студия берет налоговые кредиты, это значит, что указанные выше цифры должны быть правдивыми, во избежание серьезных проблем с правительством. Если вы посмотрите на графики из предыдущего материала, то сможете легко увидеть, что компания использует средств, полученные от материнской конторы и сама деньги нигде не зарабатывает. Полученные деньги считаются как приход/оборот денежных средств.

Короче, я снова оказался прав. После подачи финансовой статистики 9 июня (как я заметил в начале этого года, они всегда запаздывали с отчетностью при оплате штрафов),  студия запросила очередной кредит, что произошло 13 июня. Это значит, что в дополнении к предыдущему кредиту, взятому в NatWest Bank в январе 2015 года, CIG выписала еще один банковский кредит, в этот раз через Coutts & Co (оштрафован властями Великобритании в 2012 году, Китайскими властями в 2016 году, и швейцарскими властями в 2017 с подозрением в отмывке денег, в марте 2017 банк стал участником громкого скандала про отмывку денег русских гангстеров и спецслужб, см. https://www.theguardian.com/world/2017/mar/20/british-banks-handled-vast-sums-of-laundered-russian-money). При этом Coutts & Co и NatWest принадлежат RBS (Royal Bank of Scotland). Это объясняет, почему им надо чистить свои финансовые показатели перед получением любых займов.


Ссылки кликабельны


Все началось с моей первой записи в блог в июле 2015 года. CIG покатилась по наклонной и чем дальше, тем быстрее она катится в пропасть. – Дерек Смарт, Август 15, 2015.

Подводя промежуточный итог, можно сказать, что имея 152 миллиона баксов от бейкеров, Foundry 42 взяла два кредита, которые были отражены в бухгалтерских книгах, и которые надо было обслуживать каждый месяц из денег бейкеров, поскольку у компании нет другого источника доходов.

При этом мы не знаем, сколько кредитов висит на американских компаниях – если таковые кредиты имеются – мы не видим их финансовую отчетность. Вполне возможно, что они уже давно берут одни кредиты, чтобы с их помощью гасить предыдущие кредиты.

Хочу заметить, что мы имеем резервный фонд, необходимый для доработки игры в том случае, если приход денег от бейкеров остановится. Мы планируем масштаб разработки на основании тех средств, что ежемесячно приходят от людей. Я не волнуюсь по поводу финансов, потому что даже в самом печальном случае, имеющихся у нас денег хватит для того, чтобы завершить проект «Эскадрилья 42», доход от которой был бы достаточен для доделки Star Citizen – Крис Робертс, 14 января 2017 года.

В действительности, если дела компании пойдут совсем плохо,  банковские долги гарантируют, что все наработки CIG (АйПи, арты, музыка, железо, код, офисное оборудование, налоговые кредиты, соглашения с третьими сторонами и так далее) будут принадлежать банку. Бейкеры и Инвесторы потеряют вообще все!

Это необходимо прояснить!

Меня не волнует, как CIG держит себя на плаву или во что верят упрямые геймеры, то, что произошло это очень, очень плохо. Если крупнейшая студия, ассоциированная с проектом имеет на себе два долга – на один из которых привязаны все имеющиеся активы – и напрямую связана с материнской компанией, то можно предположить что материнская кампания оставшаяся в США 1) не может найти инвесторов, которые предпочитают выдавать обеспеченные кредиты, 2) вероятно обременена ранее существующей долговой нагрузкой или не может взять другой кредит, чтобы финансировать студию менее рискованным способом согласно тем метрикам, что были представлены правительству Великобритании.

Это значит что 152 млн. долларов полученных от бейкеров не смогут быть возвращены своим изначальным владельцам, поскольку дочерняя компания на которой висит долг не имеет материальных активов (кроме оборудования, мебели и так далее) и не имеет дохода (поскольку финансируется родительской компанией из США, как отдельная студия).

Таким образом проект, на производство которого в 2012 году требовалось 5 млн. долларов, сжег 152 млн.долларов наличных средств бейкеров (при условии, что график финансирования являлся точным), плюс банковские деньги, полученные в результате займов.

Теперь на территории Великобритании у корпорации есть два кредита. Это значит, что второй кредит не столь велик и с его помощью нельзя закрыть первый. Для дальнейшей разработки нужны оба кредита. И CIG не может взять больше кредитов, поскольку на второй кредит привязаны все IP компании и активы в качестве обеспечения.

Короче, CIG набрала кучу денег и не построила НИЧЕГО! И они не смогут ничего показать даже в том случае, если наберут еще 150 млн. долларов.


Детским героем Криса Робертса был Мавроди.

CIG берет обеспеченный займы, значит, денег бейкеров не хватает для производства проекта даже с запаздыванием по срокам. Теперь деньги бейкеров идут не только на разработку игру, но еще и на оплату увеличивающихся долгов. О каком полном обеспечении проекта можно говорить в этом случае, становится совершенно не понятно.

Дальше больше. Вместо того, чтобы быть подотчетными издателю или бейкерам, они теперь подотчетны банкирам. Банки владеют всеми активами CIG/RSI, из которых Star Citizen IP является самым ценным – если они, конечно, доведут проект до конца. Еще хуже то, что согласно Стр.16. Секция 24, банк теперь владеет не только Star Citizen, но и Squadron 42 и дает CIG разрешение на продолжение разработки. Данный пункт будет пересмотрен, если CIG просрочит выплату долга на 60 дней.

Это действительно крутой поворот событий, потому что если CIG просрочит выплаты, то за Star Citizen и за его разработку будет отвечать банк, который не будет гасить выплаты бейкерам. CGI в свою очередь не сможет продолжить разработку, потому что активы ушли в чужие руки. У кого активы, тот пусть и доделывает проект. Это ведь та же самая ситуация, что случилась с Freelancer. Microsoft купила Digital Anvil, Крис завалил проект. Майкрософт выпнула Криса и взяла проект на себя. Результат всем известен.

Следует отметить, что новый кредит вполне может быть использован для свертывания проекта в краткосрочной перспективе, для выплат бонусов и золотых парашютов для Криса Робертса, его друзей и членов семьи, которые несправедливо обогатили себя на средства бейкеров и инвесторов. После завершения операций CIG может объявить себя банкротом по кредиту, Крис свернет компанию и уйдет в свободное плавание.

В старой модели разработки я получал 20 центов на доллар. Это означает, что я могу сделать игру на пятую часть выручку, пятую часть продаж и игра при этом будет приносить прибыль. Я смогу существовать даже на меньшем числе продаж, чем раньше. Я думаю, что краудфандинг хорош для геймеров потому, что этот способ финансирования, также как и цифровые продажи, могут дать жизнь нишевым проектам, которые не появились бы при старой модели финансирования.  Подобный подход позволяет игрокам иметь голос и влиять на процесс производства игры. Если взять тот же Call of Duty, то игроки вообще не имели на ее производство ни малейшего влияния. -  Крис Робертс, 23 апреля 2013.
На сканах выше представлен утекший в сеть документ о предоставлении банковского кредита (изображения кликабельны).

Ответ CIG на утечку документов.

Осенью правительство должно выплатить студии положенные по законодательству льготы, и финансовые консультанты посоветовали компании Криса Робертса взять кредит под 0,25% на погашение расходов Foundry 42 в счёт льгот. Учитывая колебания курса фунта стерлингов и стоимость конвертации основной валюты платежей Cloud Imperium Games, долларов, данное решение выглядит более выгодным.

Ответ Смарта на ответ CIG.

1.  Посмотрите на статистику 2016 года, на 100% понятно, что налоговые кредиты не обеспечивают даже 2 месяца операций по проекту. Я написал анализ их заявок на 2016 год, в котором указаны суммы налогового кредита. Цитата: «Сейчас они получают региональные налоговые льготы для разработчиков. В 2016 году они получили пособие в размере 3.3 млн.фунтов (4.1 млн. долларов), в 2015 – 3.1 млн фунтов (3.9 млн. долларов), что довело общий налоговый кредит до величины 6.4 млн. фунтов (8.0 млн. долларов) что добавляет эти средства к расчету проектной метрики Profit/Loss».
2.  Если после получения 150 млн + деньги инвесторов + кредиты, вы закладываете все активы, чтобы получить еще один кредит на финансирование проекта, то у вас серьезные проблемы. Кроме того, кредит нужен CIG так срочно, что они не хотят дождаться очередного налогового кредита, который состоится через несколько месяцев. К чему такая спешка?
3.  Судя по всему банк считает сделку слишком рискованной, поскольку потребовал от CIG, всех активов, боясь что руководство может обанкротится быстрее, чем CIG получит очередной налоговый кредит.
4.  Налоговый кредит в Великобритании является гарантированным активом, так долго, пока ваши доходы соответствуют необходимым требованиям. Вы можете взять кредит, и выплачивать его с помощью налогового кредита, не подставляя под удар активы. В случае CIG все произошло наоборот. В таких случаях надо держать ухо востро. Как мы видели в случае с 38 Studios, коллапс может случиться неожиданно для всех участников сделки, если те заранее не планировали свои действия.
5.  Кроме того, Ортуин (Ortwin Freyermuth – партнер Робертса по бизнесу, инициировал иск против Escapist), тот же парень, который был вовлечен в  обрушения нескольких венчурных кампаний и полную потерю денег инвесторов (в Германии). Я писал об этом в статье Денежная Прачечная несколько месяцев назад.

Дерек Смарт «Star Citizen. Final Countdown»
http://dereksmart.com/2017/06/star-citizen-final-countdown/
Перевод: Илья Садчиков

P.S. Интересны ли вам переводы статей Смарта по поводу Star Citizen?

Posts from This Journal by “games” Tag

  • THE DARK PICTURES. MAN OF MEDAN (PC)

    SS Ourang Medan - печально известное голландское судно, команда которого, погибла в Малаккском проливе при жутких, до конца не выясненных…

  • BLAIR WITCH (PC)

    Давным-давно, в самом начале этого тысячелетия свет увидела Blair Witch трилогия, оказавшая сильное впечатление на многих любителей жанра Survival…

  • WOLFENSTEIN: YOUNGBLOOD (PC)

    Вольфенштайн в версии Machine Games с самого начала был странной игрой. Серия отказалась от своих корней, отбросила в сторону сюжет Return To…

Comments

( 32 comments — Leave a comment )
jozef_nerino
Jun. 27th, 2017 05:34 pm (UTC)
А что такое Star Citizen?
mr_garett
Jun. 27th, 2017 05:38 pm (UTC)
Ну как же. Это игра, на которую Крис Робертс (автор Wing Commander) набрал с людей аж 150 млн. зеленых. Фактически, это одна из самых дорогих игр в истории и самый дорогой крауд-фандинг в мире (завидуй Обсидиан).

Star Citizen находится в разработке 5 лет и пока Робертс ничего толком не показал. Зато он умело продает людям JPG-и с будущими звездолетиками по цене в несколько тысяч баксов.

Edited at 2017-06-27 05:39 pm (UTC)
jozef_nerino
Jun. 27th, 2017 07:15 pm (UTC)
Вау. Крутой чувак ;D
livejournal
Jun. 27th, 2017 06:30 pm (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal уральского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
yllirion
Jun. 28th, 2017 03:15 pm (UTC)
Мы живем в очень грустное время, когда люди, которым казалось бы мы можем доверять, и которых знаем как авторов культовых вещей - могут творить лютую херню. Это и Ридли Скотт, с его самонасилованием. И Крис Робертс. И многие другие.

С другой стороны, у любителей космических леталок по прежнему есть Ева и новая Элита. Хоть какое то утешение.
mr_garett
Jun. 28th, 2017 04:53 pm (UTC)
Согласен. Робертс и его команда разработки были примером для меня, когда я был подростком. То что творится сейчас, это лютое адище какое-то. Хотя, конечно, он долго и упорно к этому шел, через Privateer 2, Wing Commander The Movie и FreeLancer. "Звездный гражданин" это просто крайняя точка большого пути. Деньги победили в Робертсе творца.
yllirion
Jun. 29th, 2017 09:13 am (UTC)
Wing Commander The Movie для меня вообще фильм-загадка. Как, ну как создатель игр с отличными внутриигровыми роликами смог создать такое убожество?

Когда становится грустно, частенько пересматриваю вступительные ролики к
Privateer 2: The Darkening:



Как же стильно сделано: музыка, подбор актеров (засветился в их числе и Clive Owen), интерьеры, да даже игровой интерфейс - все на высшем уровне.

Wing Commander IV: The Price of Freedom вообще фактически полнометражный фильм, с Марком Хэммилом, Малкольм Макдауэллом, Томасом Фрэнсис Уилсоном


А ведь кроме того, Origins подарили нам дилогию Crusader: No remorse/No regret.

Были времена...
(no subject) - mr_garett - Jun. 29th, 2017 01:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mr_garett - Jun. 29th, 2017 01:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yllirion - Jun. 29th, 2017 02:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mr_garett - Jun. 29th, 2017 02:16 pm (UTC) - Expand
rai76
Jul. 5th, 2017 11:37 am (UTC)
EVE скатилась в казуальное (по меркам ее же) говно, Элита мелкая какая-то... :)
Играть не во что.
mr_garett
Jul. 5th, 2017 12:42 pm (UTC)
А Элита 4?
(no subject) - rai76 - Jul. 5th, 2017 12:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mr_garett - Jul. 5th, 2017 12:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rai76 - Jul. 5th, 2017 01:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mr_garett - Jul. 5th, 2017 02:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rai76 - Jul. 5th, 2017 02:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mr_garett - Jul. 5th, 2017 06:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rai76 - Jul. 5th, 2017 06:03 pm (UTC) - Expand
kirillkrm
Jun. 29th, 2017 08:28 am (UTC)
Интересная статья. Но если всё настолько плохо, то почему банк вообще дал кредит под гарантию активов? Сколько могут стоит активы "мёртвой игры"?
mr_garett
Jun. 29th, 2017 08:37 am (UTC)
Это интересный вопрос. Стоимость активов, вероятно, оценивается в несколько миллионов долларов. Игру трудно назвать мертвой, она, скорее, просто сильно не доделана.

Возможно, банк считает, что в случае чего сможет с минимальными усилиями довести до релиза Sqaudron 42, заработав на нем деньги, а остальное пустить под нож, как чистый убыток.

s3tr0n
Jun. 29th, 2017 01:01 pm (UTC)
Шикарная статья, на самом деле! Спасибо!

А к Star Citizen я с самого начала относился настороженно. Они ж там реально каждый самолётик за $100 и больше предлагают покупать!

Крис Робертс пытается сделать игру мечты и накручивает всё больше и больше фишек, которые всё сложнее увязать друг с другом. Вот у нас модуль ангара, он большой и пустой, но вы можете купить кораблик и смотреть как выезжает трап!
Вот у нас модуль пеших прогулок по станции - да, у нас отдельная кнопки чтобы бегать, сидеть и лежать. Хрен знает зачем это нужно, оно тормозит на всех конфигурациях, но пусть будет - своя аудитория найдётся.
Вот у нас модуль дог-файта, только в нём хрен разберёшься, потому что обучения ещё не придумали...

И потом ещё обязательно нужно показать, как можно приземлиться на поверхность планеты, которая вращается вокруг звёзд, выгрузиться на вездеходе, а потом исследовать маяк, чтобы наткнуться на гигантского земляного червя.
Когда там последняя демонстрация была? Когда там Гари Олдман и Джиллиан Андерсен обещали дать свои внешность и голоса?

Эх...
mr_garett
Jun. 29th, 2017 01:24 pm (UTC)
Уже есть звездолетики за 1000$. Он их продает, словно государство, решившее выпустить бумажки с займами. При этом фиг знает когда все эти корабли будут смоделены и уж тем более не понятно, когда они полетят.

Робертс в каком-то смысле подобен Смарту. Тот тоже в свое время сделал Battlecruiser Millenium в котором были и леталки на кораблях и планеты и FPS и танчики. Только ничего толком не работало. Однако у Смарта и не было миллионов.

Самое забавное, что в Элите 4 садится на планеты уже можно, хотя анонсировали ее после Star Citizen.

Что касается демонстраций, то у них для этого есть конвенты фанатов, где разрабы показывают клевые планы, демонстрируют ролики и продают очередные порции скриншотов. Если по началу это были нормальные конфы игроков, то последние слеты походят на тусовку любителей Орифлейм.
s3tr0n
Jun. 29th, 2017 01:49 pm (UTC)
К слову, Elite Dangerous реально выглядит уже сейчас работающей версией того, что обещают в Star Citizen )) Там уже есть нормальные космические полёты и с дополнением Horizons можно на планеты высаживаются. Через какое-то время обещают добавить режим от первого лица и т.п.

Он же, кстати, на этой неделе вышел на PlayStation 4, так что можно опробовать на большом экране телевизора.
mr_garett
Jun. 29th, 2017 02:07 pm (UTC)
Бребен тот еще жмот и жадина, но у него хотя бы летает.

Жаль, конечно, что Squadron 42 до релиза вряд ли доберется. Там цифровой Марк Хеммил был.
(no subject) - s3tr0n - Jun. 29th, 2017 04:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mr_garett - Jun. 29th, 2017 05:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - s3tr0n - Jun. 29th, 2017 06:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mr_garett - Jun. 29th, 2017 07:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - s3tr0n - Jun. 30th, 2017 09:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - mr_garett - Jun. 30th, 2017 09:47 am (UTC) - Expand
( 32 comments — Leave a comment )

Великий Я!

mr_garett
Садчиков Илья Александрович
Серый кардинал

КалендарикЪ

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner