Садчиков Илья Александрович (mr_garett) wrote,
Садчиков Илья Александрович
mr_garett

Categories:

ДУЭЛЯНТ (2016)



И Господь воздаст мне полной мерой
За недолгий мой и горький век.
Это сделал в блузе светло-серой
Невысокий старый человек.
- Николай Гумилев "Рабочий".

1860. Эпоха Александра II. Мрачная громада Санкт-Петербурга растет вширь и вверх, вбирая в себя человеческий материал Империи и изрыгая наружу бесконечные кварталы домов-колодцев, грязных улиц, набережных, бедных лавок и зловещих погостов. Повсюду, куда ни глянь, царит мрак, нищета и прочая Достоевщина. В высшем свете столицы также не спокойно. Некий дворянин Яковлев вызывает на дули аристократов, приближенных к княгине Тучковой и безжалостно убивает их. Ясно-понятно, что Яковлев не бретер, а наемный убийца. Однако никто не знает, кто стоит за его спиной. Ситуация становится и вовсе странной, когда во время дуэли с молодым князем Тучковым Яковлев убивает не аристократа, а его секунданта, по совместительству старого товарища графа Беклемишева. Становится ясно, что дуэль между графом и Яковлевым практически неизбежна. Оба дворянина ненавидят друг друга. Причина ненависти неизвестна, но по результатам столкновения на ногах стоять останется только один. Второго положат в деревянный макинтош и повезут на кладбище…

«Дуэлянт» Алексея Мизгирева – это история о наемном убийце, антигерое, который мечтает вернуться в свет и отомстить своему обидчику. Можно сказать, что «Дуэлянт»  - это Assassins Creed выполненный в реалиях стим-панковой Российской империи. Плоть фильма составляют разнообразные дуэли на огнестрельном оружии, которые выбивают аристократов и позволяют Яковлеву сделать еще один шаг в направлении финальной цели. Авторы постановки приложили множество усилий к тому, чтобы все поединки выглядели по-разному. В фильме есть, как классические дуэли, так и варианты русской рулетки, а также чудные противостояния, в которых выстрел делается вслепую. Во время дуэлей герои пользуются различным, в том числе и уникальным оружием, среди которого встречаются нарезные пистоли и примитивные револьверы с вращающимся блоком стволов (типовых револьверов в фильме почему-то нет, хотя действие происходит незадолго до Гражданской войны в США). Вообще, для фанатов оружия этот фильм будет настоящим подарком, поскольку авторы показывают зарядку каждого пистолета, а также его использование в поединке.


Готический Санкт-Петербург середины XIX века.

Однако не подумайте, что герои «Дуэлянта» погибают только во время дуэлей. Мизгиревский Питер - предельно мрачное место. Жизнь здесь стоит дешево и под руку грабителя могут попасть не только простолюдины, но и выходцы из высшего общества. Будучи поклонниками noir жанра автора не чураются кровищи. Ее здесь много, и она летит во все стороны. К счастью для зрителя, совсем уж чудовищные ранения кинематографисты заливают блуром или уводят камеру в сторону (полагаю, что детей  на фильм лучше не водить).


Антигерои едут на карете в свое обшарпанное и холодное логово.

Герои «Дуэлянта» много рассуждают о чести. При этом честь носит очень странный, но логичный для готического Петербурга характер и распространяется только на дворян (нижние чины и собаки пролетают мимо). Человек чести идет убивать врагов в случае мельчайшего оскорбления, но свое наглое или заносчивое поведение никогда оскорбительным не считает. Совсем плохо приходится «быдлу», которое подвернулось под руку такому аристократу. Несчастных больно закидывают яблоками или вообще убивают, простому потому, что с «собаками» по-другому нельзя. Яковлев, в этом смысле, оказывается заложником системы. Будучи дворянином, он не приемлет системные правила, а потом, нуждаясь в них, не может к правилам прибегнуть пока на помощь не является «брат Яковлева», собственной честью гарантирующий слово обесчещенного героя. Фактически в фильме формируется классический русский треугольник первой половины 20-го века: злой аристократ – тиран и деспот, большевик - антигерой отторгнутый системой и решивший взломать ее во имя вселенской справедливости, белый офицер – понимающий, что так дальше нельзя, но не способный отказаться от корпоративных правил. Через 60 лет после событий «Дуэлянта» эта гремучая смесь детонирует в глобальном масштабе, окропив русскую землю реками крови. Впрочем, это будет после, а пока, социальные конфликты будут решаться столкновением двух господ.


Этот готов. Пуля попала в живот, кишки наружу.

Дабы развеять гнетущий мрак Александровской эпохи, сценарист картины (он же режиссер), внедрил в сюжет небольшую любовную линию (Яковлев и княжна Тучкова, оказывается, симпатизируют друг другу). Получилось из рук вон плохо. Ведь в фильме про Смерть (с большой буквы) чистая любовь откровенно лишний элемент. Хуже того, под занавес картины чувство меры окончательно изменило Мизгиреву, который не удержался и добавил в фильм эротическую сцену в карете: с пышными юбками, сапожками и щеками, прижатыми к прозрачному стеклу. Зачем этот эпизод вообще появился в фильме одному сценаристу ведомо, ибо он не имеет ни логического, ни сюжетного обоснования и, фактически, выглядит чужеродным элементом на локальном празднике кровавого разрушения.

Актерская игра в «Дуэлянте» особых эмоций не вызывает и Машков (Беклемишев) и Федоров (Яковлев) играют в меру своих возможностей особенно не напрягаясь. Наиболее эффектные образы получились у Мартина Вуттке (барон) и Сергея Гармаша (Однорукий). Последний вообще может войти в золотую коллекцию стим-панк персонажей.  Запоминается и Юрий Кузнецов (безымянный денщик Яковлева). По существу это трагический вариант Гончаровского Захара (тот тащит хозяину квас, а этот несет пистолет). Большую часть фильма он молчит и начинает говорить лишь перед финальным столкновением Яковлева с Беклимишевым.


Костюмы получились наредкость удачными.

Снят фильм на удивление хорошо. Картинка мрачная и сочная. Петербургские реалии выглядят узнаваемо и от этого еще более устрашающе. Костюмы в стилистике бидермейер воссозданы на твердую пятерку. Оружие настоящее, смотрится интересно и герои не прячут его в рукавах.  Как результат – кино радует глаз с первого и до последнего кадра, что для российских фильмов – редкость. В заключение обзора можно уверенно сказать, что «Дуэлянт» один из первых, а может быть и первый в России блокбастер при просмотре которого не хочется закрывать лицо руками.

05.12.2016
(с) Илья «Mr.Garret» Садчиков
Tags: movie, кино
Subscribe

Posts from This Journal “movie” Tag

  • THE RIFLEMAN / Dveselu putenis (2019)

    1919 год. Первая Мировая война на западном фронте подошла к концу, но на пространствах бывшей Российской империи продолжают стучать пулеметы. Пока…

  • THE LAST VALLEY (1971)

    Вот уже двадцать лет в Европе продолжается кровопролитная Тридцатилетняя война между Католической лигой и Евангелической унией. Магдебург сожжен,…

  • THE HIGHWAYMEN (2019)

    1934 год. В США свирепствует Великая Депрессия. Миллионы людей скитаются по стране в поисках еды, крова и какой-нибудь работы. Многие пытаются…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments